Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


фото До чего же просто было нашим предкам каких-нибудь полсотни лет назад. Сейчас в какой магазин ни зайди — глаза разбегаются. Проблема выбора. А тогда…

Например: самый первый магазин по продаже автомобилей в Минске в начале пятидесятых располагался в хорошо известном жилом доме на площади Победы, аккурат там, где сейчас кафе «Березка».

Отечественный автопром предлагал потребителю аж три модели легковых машин: «Победа», «Москвич» и «ЗИМ». ЗИМ — сокращенно завод имени Молотова, так прежде назывался Горьковский автозавод. «Победу» или «Москвич» купить можно было только по предварительной записи, а вот «ЗИМ», пожалуйста, приходи, плати и, как говорится, «заверните в бумажку». Машина была исключительно роскошная: три ряда сидений, велюровая обивка салона, невиданная по тем временам начинка — радиоприемник, пепельницы, электроприкуриватель. Отменными были и технические характеристики: максимальная скорость — 125 километров в час и 95 лошадиных сил под капотом. Предназначалась она для обслуживания руководителей среднего звена: секретарей обкомов, председателей исполкомов и т. п. До сих пор в странах ближнего зарубежья — Армении, Грузии, Азербайджане — считается престижным иметь в личном автопарке машину «ЗИМ» («ГАЗ-12»).

Но вернемся в Минск пятидесятых. Несмотря на очевидный дефицит легковых автомобилей, покупатели «ЗИМа» в очередь не выстраивались. Уж больно ценник стоял кусачий: при средней зарплате около тысячи рублей четырехколесное чудо стоило ровнехонько сорок тысяч. Учитывая, что в ту пору богатых людей не было по определению, а если и были, то светиться они ну никак не собирались, на покупку отважились всего два человека из тогдашней богемной среды. Некоторое время, приблизительно до начала шестидесятых, «ЗИМ» использовали в качестве такси. И то до появления «ГАЗ-21 — Волга».