Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Лишь 50% протяженности дорог Беларуси сегодня соответствует нормам. Не обеспечена требуемая ровность на 5,5 тыс. км, 7650 км имеет недостаточную прочность дорожной одежды. Такие данные были получены на основе анализа результатов весеннего осмотра автомобильных дорог общего пользования в 2005 году, проведенного специалистами департамента «Белавтодор».

Так, только 440 км способны пропустить нагрузку в 11,5 тонн на одиночную ось, около 7 тыс. км — 10 тонн. Не соответствуют нормам 40,1% мостов и путепроводов, расположенных на республиканской сети. При этом 378 сооружений имеют довольно низкую оценку.

В последние годы на покрытии республиканских дорог происходит неуклонный рост дефектов, свидетельствующий о потере дорожным покрытием своей несущей способности. К ним, в первую очередь, следует отнести колейность, интенсивное появление выбоин, образование трещин, шелушение и др. На сегодняшний день на 1658 км имеется колейность (рост на 0,1% по сравнению с весенним осмотром 2004 года), частые трещины и сетка трещин зафиксированы на 3620 км (рост 11% соответственно).

Оценка эксплуатационного состояния проезжей части свидетельствует о том, что покрытия автодорог служат «на пределе». Ухудшение состояния покрытий влечет за собой постоянный рост протяженности дорог, требующих незамедлительного текущего или капитального ремонта, — за год на 3,1%. Сегодня насчитывается 3205 км таких участков, или более одной пятой от общей протяженности республиканской сети, а программа этого года «закрывает» лишь половину из них. Количество мостов и путепроводов, требующих ремонта, в нынешнем году уменьшилось: сейчас 198 таких сооружений (в 2004 году — 216).

Как отмечают специалисты департамента, в результате принимаемых мер по текущему ремонту и содержанию дорого пока удается не допустить резкого снижения эксплуатационного состояния и качества содержания дорог и мостов. Но из-за постоянного недоремонта дорожники не могут остановить снижение несущей способности и технико-эксплуатационного состояния автотрасс и мостовых сооружений.

В этой связи департамент «Белавтодор» намерен приоритетном порядке направлять средства на содержание и ремонты дорог. При этом в первую очередь в программы ремонтных работ будут включаться участки дорог с низкой несущей способностью и имеющие дефекты, угрожающие безопасности дорожного движения.

По словам первого заместителя директора департамента Геннадия Чепцова, сейчас в отрасли крайне низкие объемы капитального ремонта — в программе этого года значится лишь 390 км. По нормативам для восстановления первоначальных свойств капитальный ремонт дорог с гравийным покрытием следует проводить через 9 лет, с асфальтобетонным — через 14 лет. Учитывая общую протяженность сети дорог Беларуси, восстановленные в этом году участки дорог общего пользования попадут в график капитального ремонта в среднем через 180 лет. Для республиканской сети этот промежуток составляет 50 лет, а для местной — 700.

В то же время расчеты показывают, что в 2004 году срок окупаемости средств республиканского дорожного фонда составил менее полугода, а отдача от одного вложенного в содержание дорог рубля — десять рублей.