Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Малолитражку «Мишка» хотели собирать на БелАЗе, а Климов разработал автомобиль стоимостью $1900

Первым белорусским автопромышленником чуть не стал Андрей Климов

Начало 90-х. Идея выпускать в Беларуси легковые автомобили пришла в голову предпринимателю Андрею Климову. Известный тогда бизнесмен, владелец своего банка, газеты и 500-го «Мерседеса», объявил конкурс на создание первой национальной легковушки. "В 1993 году я побывал на автосалоне в Арабских Эмиратах. И понял: у всех машин база одинаковая. Меняется только кузов и добавляется новая электроника. В то время спрос на машины в мире падал. Я подумал, что при грамотном маркетинге можно делать бизнес - популярный легковой автомобиль. Людям нужна была машина с ярким интересным дизайном. Приехал в Минск и взялся за дело. Все шло отлично. «Фольксваген» был готов поставить в Беларусь свою старую линию по сборке машин, Европейский банк реконструкции предоставить кредит в 150 миллионов долларов с первым траншем 30 миллионов долларов. Полная сумма кредита должна была составить 150 миллионов долларов. Планировалось приватизировать несколько белорусских заводов. И самое главное, купить новый пресс, который штампует детали для кузова. Это самое дорогое оборудование для производства машины. Тогда одна мировая компания изобрела пресс с меняющимися формами. Это была революция. То есть кузова можно было быстро и без финансовых потерь менять. Я со своим другом, который закончил автотракторный факультет политеха, разработали модель, стилизованную под американское авто 30-х годов. Первые машины планировали продавать по минимальной цене - 1900 долларов. "Жигули" тогда стоили 5000 долларов. Благодаря конкурсу я собрал команду талантливых людей, которые должны были разрабатывать новые модели.

Но… В 1994 году пришел Лукашенко и запретил приватизацию. Все рухнуло. Пресс ушел в Южную Корею. Потому-то они так и рванули. Сейчас они лидеры автопрома. Нашу машину можно узнать в модели "Крайслера" PT Сruiser. У Беларуси был шанс стать лидером автопрома. Наше место заняла Корея".

Белорусский "форд" уничтожил «черный вторник»

1996 год. Весной 1996 года американская компания «Форд», правительство Беларуси и фирма "Лада-ОМС" (официальный дилер «Форда») ударили по рукам и решили наладить отверточное производство под Минском. В апреле 1997 года СП "Форд Юнион" выпустило первый белорусский "форд" - микроавтобус "транзит", еще через несколько месяцев - легковушку "эскорт".

С самого начала начались проблемы. За два месяца вышло 40 "эскортов" и 120 "транзитов". Но в продаже они появились не скоро. На машины долго не могли установить цену! Поговаривали, что три акционера не могли поделить пирог.

С горем пополам в 1998 году завод выпустил 1840 авто, хотя при запуске производства планировалось выпускать более 6 тысяч авто в год. Платежеспособность граждан подорвал «черный вторник» августа 1998 в России. И в 2000 году "Форд мотор" уступила контрольный пакет акций СП английской фирме "J&W Сэндерсон", которая стала выпускать зубные щетки. Собранные после кризиса машины завод передал православной церкви.

Белорусская "шкода" так и не родилась

2001 год. В конце лета 2001 года страна жила надеждой на то, что скоро белорусы будут ездить на своих "шкодах". Дешевых и качественных. Как заявляло руководство СП "Юнисон", которое взялось за этот проект, модели "фабия" и "октавия" будут собирать в поселке Обчак под Минском. То есть на базе закрывшегося завода "Форд-Юнион". Даже цены назвали: 6-7 тысяч долларов. Планы были грандиозные. Завод должен был выпускать 6000 чешских авто в год. Из них 2500 должны были покупать сами белорусы. Остальные - в Россию. Но дальше разговоров дело не пошло.

"МИШКА" оказался слишком дорог

2002 год. Гендиректор «АСМ-холдинга» Николай Волосов заявил: «Мы подписали документ, по которому БелАЗу передаются документы на организацию производства «Мишки». Опытные образцы БелАЗ соберет в 2002 году, а промышленную партию выпустит в 2003-м. На первых порах БелАЗ будет выпускать 10 тысяч «Мишек» в год». «Мишек» с двигателями «Фольксваген» даже планировали экспортировать в Европу.

Малолитражку «Мишку» - народный автомобиль с пластмассовым корпусом - в 90-х годах разработала российская компания «АСМ-холдинг».

По слухам, в Жодино собрали несколько «Мишек». На этом дело и стало. Проект зачах, так и не начавшись. На БелАЗе нам подтвердили, что такие планы были, но лицензию никто не покупал. Белорусские спецы прикинули, что для внедрения «Мишки» нужно сделать много вещей: довести конструкцию, стандартизировать ее, провести тесты. Как сообщили в КБ, «эта студенческая разработка оказалась слишком сырой. А при дальнейших просчетах оказалось, что рыночная стоимость машины оказывается дороже потребительских свойств». Официального отказа от этой идеи не было, но запал уже прошел.

«Фольксваген» ждет, пока белорусы станут богатыми

2004 год. Летом 2004 года появились слухи, что компания "Фольксваген" намерена наладить в Беларуси производство своих машин. В частности, речь шла о лимузине "пассат" и джипе "туарег". Официальные представители немецкой компании в Беларуси эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. "Импортер компании "Фольксваген" в Беларуси заинтересован в создании сборочного предприятия по выпуску автомобилей в Беларуси, - заявил "Комсомолке" PR-менеджер компании "Фольксваген" в Беларуси Александр Демидович. - Единственный сдерживающий фактор - емкость рынка новых автомобилей.

Украинский опыт, где сегодня собирают автомобили "фольксваген", "шкода", "опель", "дэу", ВАЗ и другие, показывает, что создание сборочного предприятия экономически оправдано при ежегодном объеме продаж свыше 3000 автомобилей. В условиях Беларуси эта цифра равна емкости всего рынка новых автомобилей. Рынок растет, но не так быстро, как в России и на Украине. В связи с этим, размещение сборочного предприятия в Беларуси целесообразно лишь в случае ориентира на российский рынок. Благо законодательство Беларуси и России, в случае получения предприятием сертификата СТ1, предусматривает беспошлинный ввоз автомобилей в Россию. Представители концерна «Фольксваген» постоянно проводят консультации, анализируют ситуацию на белорусском и российском рынках. Так что ставить точку преждевременно".

Иранцы предлагают нам «пайкан»

2004 год. Последняя попытка наладить производство легковых автомобилей в Беларуси похожа на авантюру. В ходе рабочего визита белорусской делегации в Иран (еще в прошлом году) обсуждался совместный проект сборочного производства иранских легковых автомобилей в СЭЗ "Минск".

По слухам, рабочая группа иранско-белорусского проекта уже разрабатывает планы адаптации иранских автомобилей "саманд" и "пайкан" к суровым условиям Беларуси. Ведь климатические условия в наших странах, мягко говоря, отличаются. На внешний рынок иранские автомобили поставлялись в единичных экземплярах. Но все меняется. Теперь иранский автопром один из самых интенсивно развивающихся в мире. На Московском мотор-шоу представители компании Iran Khodro объявили о намерении начать сборку "самандов" на калининградском предприятии "Автотор". Корпорация Iran Khodro выпускает снятые с основного производства модели "пежо" под своим брэндом. Например, "саманд", это близнец "пежо 406".

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Дизайнеры и конструкторы готовы разработать машину за 200 тысяч долларов

Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров, еще в 1982 году сделал действующую модель молодежного автомобиля.

— Эта тема до сих пор интересна. И, судя по слухам, государство очень скоро созреет, чтобы создать белорусскую легковушку. В Беларуси достаточно дизайнеров и автоконструкторов, чтобы сделать авто своими силами. БелАЗ хотел собирать "Мишку"… И правильно, что отказались покупать документацию на за миллион долларов. Тысяч за двести долларов мы можем сделать что-нибудь интересное сами. Есть у нас люди, которые разрабатывают узлы и агрегаты. Например, конструктор Голубев запатентовал уникальный двигатель и шарнир собственной конструкции. Сейчас в Минске большой спрос на авторские мотоциклы. Некоторые мотопроекты производят фурор в Европе.

Если бы я проектировал машину, то делал ее универсальной и простой в ремонте. Например, чтобы все четыре крыла были одинаковыми. Чтобы не было правой и левой шаровой опоры, а чтобы они были одинаковыми.

КСТАТИ

Самый стильный автомобильный Кутюрье родом из Беларуси

Единственный белорус, которому удалось добиться успехов на автомобильном поприще, это Яков Савчик. Правда, все свои планы он смог осуществить, уехав в конце 19 века из страны. В 19-летнем возрасте он нанялся в каретную мастерскую, по профессии Яков был столяром-краснодеревщиком. А в 1905 году наш земляк откpыл в Париже кузовное ателье Якова Савчика (Jacov Saoutchik). В мгновение ока он завоевал имидж самого стильного автокутюрье. Богатеи покупали шасси с двигателем, а затем обращались к Савчику за разработкой кузова. И тут уж он творил… Эксклюзивным было все. С заказчика даже снимали мерки как при пошиве костюма. Модель "мерседеса" от Савчика стоила втрое дороже самой дорогой серийной модели. Для заказчиков с Востока - арабских шейхов и индийских магараджей - салон отделывался драгоценными камнями. Металлические детали выполнялись из золота и серебра. Ателье Савчика одевало шасси Bugatti, Hispano-Suizo, Isotta-Fraschini, Mercedes, Delahaye, Talbot.

Ателье Савчика закрылось после войны, осенью 1955 года, когда у обедневшей Европы не стало денег на дорогие авто.

Олег УЛЕВИЧ