Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Эх, хорошо, наверное, рассекать по улицам на авто с тонированными стеклами и непременно разговаривая по мобильнику! Интереса ради, как-то по дороге на работу насчитал на улицах Минска не меньше дюжины таких юлиев цезарей. В Австралии за подобную шалость за рулем, между прочим, ничтоже сумняшеся, оштрафуют на сумму, эквивалентную 80 долларам США, а во второй раз полицейские даже церемониться не будут — вмиг права отберут.

У нас же Правилами дорожного движения до сих пор любезно разрешено "пользоваться во время движения мобильным телефоном в случае, если транспортное средство оснащено комплектом громкой связи или устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук". А за нарушение полагается всего-навсего занесение в базу данных, своеобразный "черный" список…

Кстати, сегодня каждый пятый белорус — абонент сотовой связи, нетрудно догадаться, что и большинство автомобилистов — счастливые обладатели мобильников. Вот и превращается машина из средства передвижения в переговорный пункт на колесах. Впрочем, недолго музыка играла. В новом Кодексе об административных правонарушениях, который будет введен в действие отдельным законом, за пользование во время движения радио — и телефонной связью уже предусмотрен штраф до 38 тысяч рублей.

 — Такой пункт в Правила дорожного движения давно нужно ввести, — убежденно говорит профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Елена Скугаревская. — Обычно по мобильному сообщают нечто значимое, важное, потому реакция на звонок может быть неожиданной. К тому же человек во время разговора как бы отстраняется от текущей ситуации, внимание рассеивается и окружающее отходит на второй план. Естественно, водитель не способен достаточно хорошо ориентироваться в пространстве. А потом следует классическое "не справился с управлением, выехал на обочину, доставлен в больницу с тяжелыми травмами"…

Немаловажно физическое и психологическое состояние водителя. Эмоциональные по природе своей женщины, например, на неожиданный звонок часто реагируют непредсказуемо и неадекватно. А после напряженного рабочего дня или вчерашнего застолья человек не всегда сможет быстро среагировать на маневр дорожного лихача.

Ну и для чего вообще нужен мобильный телефон, спросите вы, если не для экстренной связи? Как не ответить на вызов любимого человека? Можно, конечно, съехать на обочину, но если остановка запрещена?

 — Я бы рекомендовал вообще отключать мобильник во время движения, — категоричен заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Игорь Ваницкий. — Никак не возьму в толк, как можно одновременно курить, рулить и говорить? А ведь так у нас поступает каждый второй. Человек, увлеченный разговором по телефону, замедляет движение и создает пробки на дорогах. И, по-моему, наказывая водителей рублем, ситуацию на дорогах вряд ли исправишь. Дело еще и в том, что у нас культура вождения чрезвычайно низкая.

Ко всему прочему, разговаривая по сотовому в автомобиле, водитель подвергает себя еще и дополнительному облучению. Машину можно сравнить с экраном, отражающим сигнал базовой станции, который становится слабее, и трубка, прижатая к уху, начинает излучать еще больше энергии.

 — Мы как-то провели эксперимент, — вспоминает ведущий инженер Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Анатолий Лепехин. — Измеряли излучение телефона на улице и в салоне машины, разница — на порядок! Представляете, какой мощный источник излучения мы подносим к голове, всякий раз отвечая на звонок в авто? Однако есть выход. Можно установить специальную антенну на крыше автомобиля, да и стоит она недорого. А вот гарнитуре "hands-free", позволяющей разговаривать без использования рук, я бы полностью не доверял. Наушник, микрофон и провод вкупе могут даже создавать гораздо более интенсивное излучение, чем сама трубка.

Александр ТУМАР