Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


По Минску можно будет ездить на «зеленой волне»

А информацию о пробках скачивать в бортовой компьютер своего автомобиля прямо из ГАИ

Еще в советские времена светофоры на городских улицах зажигались по научно разработанной методике: учитывалась плотность автомобильного потока, количество пешеходов, соседство со школами, кинотеатрами, рынками и т. д.

Но время не стоит на месте: машин в городе стало несоизмеримо больше, полос на проезжей части добавилось, скорости возросли, а пешеходы пошли куда более нервные и непредсказуемые … Одним словом, пора усовершенствовать систему управления автомобильным потоком.

Чтобы не покупать дорогие зарубежные технологии и оборудование, белорусские ученые придумали свою автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУД). Разработка белорусских ученых получилась настолько грамотной, что интерес к ней проявили не только ближние соседи, но и шведы. Некоторыми секретами новой системы разработчики поделились с «Комсомолкой».

Идеальную скорость подскажет табло

Уже в этом году разработанную белорусскими специалистами автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУД) опробуют на двух минских улицах. К концу года на Логойском тракте планируется установить электронные табло, которые указывают скорость «зеленой волны». Датчики на всей улице снимают информацию о движении в режиме реального времени, компьютер ее анализирует и выдает на электронном табло идеальную скорость для автомобилистов. «Если вы будете ехать с такой скоростью, то не будете стоять ни на одном светофоре, — рассказал «Комсомолке» Александр Щеткин, начальник отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома. — За эти данные мы ручаемся. Ведь если они будут не точные, люди потеряют к ним доверие и будут ездить, как попало».

В этом году завершится ремонт улицы Орловской, и ее также оборудуют новой системой. В следующем году внедрение системы планируется на улице Притыцкого и на Партизанском проспекте. А к 2010 году после оборудования улиц «умными» приборами весь Минск можно будет проехать по «зеленой волне».

Каждому пешеходу по кнопке

Разработчики системы хотят учитывать и интересы пешеходов. На каждом перекрестке для них предлагают установить кнопки, запрашивающие зеленый свет. «Мы хотим учесть не только машины, но и пешеходов, — поясняет Александр Щеткин. — Когда человек нажмет на кнопку, компьютер поймет, что ему надо перейти и включит зеленый как можно раньше.

Есть еще идея. Ученые предлагают на всех светофорах поставить табло, отсчитывающие секунды, отведенные пешеходам и автомобилям. Каждый будет видеть, как долго будет гореть тот или иной сигнал светофора. При такой системе решение проскочу или не проскочу можно будет принимать без всякого риска. Параллельно с визуальным сигналом отсчитывать секунды будет и звуковой. Интенсивность звукового сигнала будет меняться: чем меньше времени осталось гореть зеленому, тем чаще он будет пикать.

Компьютер предупредит о пробке

Вся информация о движении на улицах Минска собирается в одном месте — компьютере центрального пункта управления ГАИ. Он знает, где пробка, где не работает светофор, а где ремонт. Новая белорусская АСУД сможет поделиться этой информацией с навигационными системами современных автомобилей. Из компьютера ГАИ информация о пробках и объездах поступит в ваш бортовой компьютер, и после того, как вы введете свои координаты, электронный мичман без труда найдет для вас кратчайший путь до нужного пункта мимо пробок.

Будут ли водители платить за эту информацию, в ГАИ Минска еще не обсуждали

«Для включения этой функции, нужны дополнительные средства и, скорее всего, не бюджетные. По-видимому, это будет не скоро. Но главное, что наша система поддерживает все необходимые функции, соответствует мировым требованиям и не устареет еще лет семь. Так что уверяю вас, пробок в Минске не будет», — успокоил «Комсомолку» Александр Щеткин.

Олег УЛЕВИЧ