Елена Анкудо,

Введение утилизационного сбора на легковые автомобили, предложенное Россией и поддержанное Беларусью и Казахстаном, может серьезно изменить белорусский авторынок. Судя по обнародованным Минпромторгом России поправкам к закону о введении утилизационного сбора с 1 августа 2012 года, стоимость новых машин в белорусских шоу-румах может вырасти на $1,5-2 тысячи, подержанных - на $20 тысяч и выше.

"Мы опять можем столкнуться с ажиотажным спросом покупателей, - так прокомментировал грядущие изменения в беседе с TUT.BY председатель автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич. - Разбирать будут все".

На совещании в начале апреля премьер-министр России Владимир Путин не скрывал - эта непопулярная мера должна обеспечить заградительный барьер для подержанных автомобилей. По словам Михневича, для белорусских потребителей это означает рост цен на все автомобили, за исключением произведенных в России.

"После введения утилизационного сбора стоимость автомобилей российского производства практически не изменится, - пояснил он, - возможно, по ним даже не будет никакого сбора, производителя всего лишь обяжут организовать утилизацию - и все. Предполагаю, что в этом и заключается цель нововведения - поддержать российский автопром. Для прочих машин вводятся существенные ставки сбора, зависящие почему-то не только от года выпуска машины, но и объема ее двигателя, в чем нет логики. В результате подержанные машины перестанут ввозиться на территорию стран Единого экономического пространства, а новые автомобили средней и более низкой ценовой категории существенно поднимутся в цене".

Как ранее сообщалось, введение утилизационного сбора призвано компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления России в ВТО (после вступления РФ должна снизить импортную пошлину на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение семи лет - до 15%). "Утилизационный сбор по проценту удорожания сильно перекрывает эффект снижения пошлин, - уверен Михневич. - Это позволяет говорить об очередных протекционистских мерах России в отношении защиты собственного производства".

В сложившейся ситуации наиболее выгодной покупкой становятся автомобили российского автопрома. Согласно данным БАА, обнародовавшей информацию Минпромторга, утилизационный сбор на новый легковой автомобиль российской сборки с объемом двигателя не более 1500 куб. см  может составить не более $340 (в пересчете по сегодняшнему курсу), в то время как за такой же подержанный автомобиль из дальнего зарубежья придется заплатить около $1355, а новый - $2779. Для машины с двигателем более 3500 куб. см, соотношение будет выглядеть следующим образом: $2440-$9149 (удорожание примерно на 23%) - $20805 (удорожание примерно на 30%).

Участники белорусского рынка не исключают, что уровень ставок, обнародованных российской стороной, не является окончательным. А вот то, что правила распространятся на соседей по Таможенному союзу - Беларусь и Казахстан, - вопрос практически решенный. "Вряд ли российская сторона допустит, чтобы ее граждане делали покупки в соседних странах, экономя на утилизационном сборе", - уверен Михневич.

Заложниками ситуации наш собеседник назвал дилеров по продаже китайских автомобилей, а также брендов, весь модельный ряд которых не выпускается в России, - с 1 августа эти машины могут значительно подорожать. "Машины не подешевеют, - резюмирует Михневич, - а в большей массе подорожают. Народ впадает в ажиотаж".

Дилеры Беларуси просят отложить введение утилизационного сбора

Белорусские импортеры пытаются повлиять на ситуацию, смягчив удар от введения утилизационного сбора. Как стало известно TUT.BY, представители автобизнеса направили министру экономики Николаю Снопкову письмо, в котором указывают, что в большинстве развитых стран утилизационный сбор составляет не более 100 евро с одного легкового автомобиля. В обращении говорится о том, что размер сбора должен зависеть от предполагаемых затрат на утилизацию автомобилей без учета объема их двигателей, определяющих объем вредных выбросов в окружающую среду, а не затраты на утилизацию. Согласно приведенному примеру, затраты на утилизацию внедорожника Great Wall Hover H6 полной массой 1615 кг с двигателем 1497 куб. см выше, чем автомобиля малого класса Lada Kalina снаряженной массой 1080 кг, но объемом двигателя 1596 куб. см.

По мнению подписантов, национальный нормативный акт, устанавливающий обязанности для плательщиков утилизационного сбора, не должен искажать условия торговли на рынке автомобилей в пользу отдельных его участников и противоречить правилам ВТО. Особенно данный принцип актуален для тех участников Таможенного союза, которым еще предстоит согласовывать условия вступления в ВТО.

Определяя размер утилизационного сбора, отмечено в обращении, следует учитывать и существенную разницу в доходах граждан стран Таможенного союза. А значит, для жителей Беларуси величина сбора может быть меньше.

Необходимо также согласовать вопросы придания равного статуса субъектам хозяйствования, производящим автомобили, а также ввозящим их независимо от уровня локализации промышленной сборки, страны ввоза и конечной реализации автомобилей на территории Таможенного союза.

Игроки белорусского авторынка подчеркивают: из-за неравенства условий реализации автомобилей в отдельных странах Таможенного союза (различие в ставках НДС, налоговой и административной нагрузке, емкости рынка) наметилась долгосрочная тенденция на вывоз капитала белорусскими гражданами в автосалоны России - страны, в пользу которой и будет уплачиваться утилизационный сбор. И это при том, что расходы по утилизации автомобиля будут производиться на территории нашей страны. Дилеры полагают, что уплата утилизационного сбора должна производиться не в стране производства или импорта автомобиля, а в месте его постановки на первичный регистрационный учет. При таком подходе приток новых автомобилей будет обеспечивать утилизацию старых. Ставку же утилизационного сбора предлагается установить в зависимости от полной массы транспортного средства - это наиболее простой способ учесть ресурсоемкость утилизации.

Подводя итог, подписанты просили отложить введение утилизационного сбора в нашей стране на период его апробации в России, что позволит избежать множества ошибок и не создаст угрозы российской автомобильной промышленности в силу существующих различий в ценах на легковые автомобили в наших странах.
 
источник: БАА
источник: БАА


{banner_819}{banner_825}
-20%
-45%
-21%
-25%
-30%
-21%
-25%