Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси


Снежана Инанец, фото Ивана Кокоулина,

Транспортная инспекция Минтранса частенько устраивает проверки автомобилей "с шашечками". В пятницу в одном из таких рейдов участвовали и журналисты TUT.BY. Нелегалов не обнаружилось, но и у легальных таксистов нарушений хоть отбавляй. О том, куда сегодня так торопились столичные таксисты, читайте в нашем материале.

 

 

 
 
На "дорогих" маршрутах таксометры не включают
 
23 марта сотрудники транспортной инспекции решили проверять такси неподалеку от Национального аэропорта Минск. Десять утра. Прямо перед стоянкой "Минск-2" - авария. Машин такси в ДТП не замечено, пострадавших, к счастью, тоже нет. Поздоровавшись с коллегами из Госавтоинспекции, которые составляют протокол происшествия, инспекторы, которым сели на хвост журналисты TUT.BY, отъезжают на служебной "Волге" по трассе чуть назад, надевают яркие жилеты и приступают к работе.

 
В первую же минуту в поле зрения появляются два автомобиля такси - черный и белый "Пежо". Один с номером диспетчерской 157, второй - 135. Белый "Пежо" отпускают достаточно быстро, а вот с такси черного цвета есть проблемы: на сиденье рядом с водителем явно пассажир, но таксометр выключен. Известно, что и "по счетчику" добраться недешево: в одной из городских диспетчерских нам отвечают, что от Дворца Республики до "Минск-2" ехать примерно 50 километров, из которых 15 - по городу (городской тариф 3600 за км, загородный - 5400), нехитрые арифметические действия показывают, что таксист, включивший таксометр, попросит у вас 243 тысячи. Правда, по иным прикидкам расстояние до "Минск-2" все-таки короче на 1 "городской" километр и семь "загородных" - итого немногим больше 200 тысяч рублей. В любом случае, чрезвычайно любопытно, сколько же попросят за поездку таксисты, не удосужившиеся включить таксометр.

 
 
Кроме того, у черного "Пежо" нет желтых номеров. Ясно, что работы здесь много, а задерживать пассажира, спешащего на рейс, все-таки негоже - потому инспектор просто забирает у водителя путевой лист. Мол, отвезете человека в аэропорт и вернетесь, разберемся.
 
По работе или для себя?

Водитель следующего такси - белый Dodge (диспетчерская 135) - тоже без желтых номеров, выключен таксометр. Неужто возить людей "как положено" на этом направлении действительно не принято?
 
Пассажир, опустив стекло, возмущается:

- Я опаздываю на рейс!
 
Таксист и вовсе не хочет показывать даже водительское удостоверение.
 
- Покажите документы, - просит инспектор.
 
- Какие документы? Я товарища подвожу в аэропорт.
 
- Гражданин, вы что? У вас атрибутика такси, не включен таксометр, отсутствуют желтые номера. Сейчас же покажите документы и путевой лист!

 
Таксист выходит из машины, продолжает возмущаться, но документы показывать все равно не спешит. Инспектор настаивает, а потом не выдерживает: "Девушка-журналист, вы будете свидетелем, что гражданин отказывается показать свои документы?". TUT.BY спасает пассажир, которому, похоже, и правда не до задержек. Он выходит из авто и направляется к водителю:
 
- Гена, давай, ты меня подвезешь, а потом сами разберетесь. Ну опоздаю же!
 
Гена вздыхает и отдает инспектору путевой лист. Минут через 10 белый Dodge возвращается, и скандалист снова начинает оправдываться:
 
- Что, уже нельзя товарища в аэропорт отвезти?!
 
- Если вы и правда везете товарища, что вам мешало снять магнитные желтые полосы?
 
- Снимай их, снова прикрепляй, что за глупости?
 
- Это требование правил пассажирских перевозок. Кроме того, вы могли в путевом листе отметить, что едете сейчас по личным делам, а не по рабочим, тогда бы и вопросов не было.
 
- Это моя личная машина, что хочу - то и делаю! - не успокаивается водитель.
 
- Если вы зарегистрировали ее как такси, забудьте, пожалуйста, что она ваша, когда едете с атрибутикой!
 
К слову, на недавнем круглом столе в "Комсомольской правде" по проблемам такси замдиректора СП ООО "Корис-Гуард" Антонина Малашенка (служба такси 135) подтвердила, что в абсолютном большинстве случаев водитель такси в Беларуси и есть владелец автомашины, либо работающий на себя, либо подрядившийся на работу в ЧТУП.
 
Сотрудники транспортной инспекции отмечают, что по Правилам пассажирских перевозок использовать рабочий транспорт в личных целях нельзя. По их словам, выход прост. Всего и надо-то - снять перед поездкой "по своим делам" атрибутику такси, но в основном водители этого не делают, боясь упустить заработок: все-таки в автомобиль без желтых полосок с гораздо меньшей вероятностью попросится пассажир.
 
 
Что толку ловить нелегалов?
 
Водителю Dodge выписывают штраф сразу по нескольким пунктам, а он все ворчит: "Лучше бы нелегалов ловили, а не законопослушных таксистов!".
 
- Нелегалов ловим, особенно много их на хлебных местах возле вокзалов. Но толку от их поимки пока немного. Все, что мы можем, - это отправить информацию о нем в инспекцию по налогам и сборам. Штрафы за нелегальный извоз небольшие, а такая мера, как конфискация автомобиля, к сожалению, у нас непопулярна, - рассказывает один из инспекторов, Вячеслав Саржицкий.
 
Напомним, что по информации руководителя профсоюзной организации такси "Садружнасць" Натальи Домашевич, сегодня соотношение легальных и нелегальных такси в Минске - 70% к 30%. Причем между таксистами идет настоящая скрытая война, которая выражается в виде потасовок, подобных февральской, на Каменной Горке.
 
Кстати, чтобы стать легальным таксистом, и нужно-то не так много: пройти курсы таксистов, купить таксометр и поставить его на учет в налоговой инспекции, получить лицензию на эту работу в Министерстве транспорта и коммуникаций; кроме того, не обойтись без желтых номеров специального образца. Придется уплатить единый налог и исправно уплачивать страховку. По словам администратора сайта taxist.by Павла Лысенко, многие водители такси сетуют на то, что сумма страховки для них в два, а то и три раза превышает то, что следует платить обычным водителям. Однако таким образом страховые компании пытаются оправдать риски - мол, таксисты накатывают столько километров, что у них вероятность попасть в ДТП намного выше, чем у водителя, для которого поездка на авто не бизнес.
 
Несмотря на то, что стать легальным таксистом не так уж сложно, значительная часть водителей авто "с шашечками" делать этого не торопится. Понять можно: тогда сотрудник транспортной инспекции сможет оштрафовать тебя за нарушения, нужно будет исправно уплачивать единый налог, да и страховка, как мы видим, побольше. Небольшой штраф пугает меньше, чем вся эта головная боль, да и чтобы наказать - как говорится, попробуй, догони…
 
Про водителя, который снял желтые полоски…
 
Впрочем, вернемся к нашему "караулу" возле "Минска-2". Водитель службы 7788 едет с белыми номерами, в путевом листе нет отметок медика и механика. Дело в том, что каждый водитель такси в начале смены обязан пройти небольшой медосмотр, да и машину показать человеку, который имеет право поставить подпись в путевом листе.
 
По словам сотрудников транспортной инспекции, если у водителя есть техническое образование, он имеет право расписываться в путевом листе сам, ручаясь, что его автомобиль в технически исправном состоянии. Но осмотр доктора все равно не отменишь - специально для этого и ЧТУПы, и ИП заключают договоры с медучреждениями.
 
Следующий "счастливчик" - Citroen Xantia. Белые номера. Таксист говорит, что едет в аэропорт по личным делам. А когда сотрудники восклицают "ну отчего же вы желтые полосы не сняли?", расстроенно поясняет: "да я как-то не подумал, что надо снять. Дело в том, что я как раз сейчас увольняюсь из такси, а в аэропорт еду… на работу устраиваться!".
 

 
Без лишних упреков парню выписывают штраф и желают удачи в трудоустройстве, а он, в свою очередь, без лишних споров снимает с автомобиля желтые полоски и складывает их в багажник…
 
Кроме нарушений, похожих на уже перечисленные, попался в этот день и водитель, "забывший" оплатить страховку. Но, к сожалению, ни одного нелегала сотрудники транспортной инспекции на том маршруте в пятницу так и не поймали. Шифруются…























 
-10%
-30%
-30%
-50%
-10%
-44%
-21%
-15%
-10%