Коронавирус
Выборы-2020
Задержание «бойцов ЧВК» в Беларуси


Василий МАТВЕЕВ,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20%D0%9C%D0%A7%D0%A1
Фото: МЧС
В прошлом году конструкторы МЧС, ученые НАН Беларуси и инженеры МАЗа превзошли сами себя. Из ангаров производственно-технического центра столичной области вышли 4 спецавтомобиля новой модификации. Автоцистерна на полноприводном шасси МАЗ с простой и сдвоенной кабиной сразу приглянулась всем: ничего подобного до сих пор не было. По своей комплектации и рабочим характеристикам машина полностью соответствует лучшим образцам европейской спецтехники, а стоит в три раза дешевле. И это не шутка.

Лучшее — враг хорошего

Секрет уникального производства — в стопроцентно-ручной сборке. В это трудно поверить, но полностью собранным в производственно-технический центр Минского областного управления МЧС приходит лишь один узел — шасси МАЗ с колесной формулой 4 на 4. Все остальное инженеры-спасатели делают своими руками.

— От заключения договоров на поставку оборудования до испытаний готового автомобиля проходит не более трех месяцев. Затем машина поступает в боевое подразделение и может одинаково эффективно работать как на пожарах в жилфонде, так и при тушении возгораний в лесах и на торфяниках, — проводит меня по цехам Сергей Почерней, начальник центра. — Не скрою, эта модель выгодно отличается от своих предшественниц и включает в себя все новинки последних лет. Не считая шасси с повышенной проходимостью, автоцистерна оборудована лебедкой, осветительной мачтой, мобильной мотопомпой и даже автономным генератором. К нему, в частности, можно подключить любой электроинструмент, необходимый при проведении аварийно-спасательных работ. Вариантов кабины два: штатная (на двоих спасателей) и двухрядная, способная вместить боевой расчет из 6—7 человек. Первая модель предназначена для сельских постов и берет на борт до 5,8 тонны воды. Вторая — для городских подразделений, она привезет на пожар не менее 5 тонн воды.

О сдвоенной кабине — разговор особый. Она выполнена из особо прочной стали с применением композитных материалов: даже полное опрокидывание не причинит сидящим внутри спасателям никакого вреда. Доказано заводскими испытаниями. Сегодня это единственная в СНГ кабина такого класса безопасности на базе полноприводного шасси.

— Польская или немецкая автоцистерна с такими параметрами и комплектацией стартует в цене от 500 тысяч евро. Белорусская модель стоит в 3 раза дешевле, — говорит Сергей Почерней. — В нынешнем году государственным заказом подтвержден выпуск 10 таких спецавтомобилей. В ближайшие 5 лет подобная техника отечественного производства должна поступить во все райцентры республики.

40 из 45

Автоцистерна далеко не единственная разработка данного центра. С 2008 года он поставил в подразделения страны более 70 спецавтомобилей различного типа. Но даже это лишь вершина айсберга импортозамещения спасательного ведомства.

— Сегодня МЧС — единственное министерство, занимающееся выпуском и закупкой спецтехники для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С одной стороны, это достаточно дорогое удовольствие: европейские машины специального назначения стоят от 300 до 800 тысяч евро. С другой — именно эта техника спасает государственное имущество и имущество граждан, сокращает время прибытия на пожары и ДТП, позволяет спасти жизнь людям в почти безвыходных ситуациях… Понимая это, последние 5 лет мы целенаправленно идем к максимальному насыщению белорусского рынка отечественными разработками и кратному снижению их цены. Представьте, из 45 видов и моделей спецтехники, используемых сегодня подразделениями МЧС, 40 производится на территории нашей страны отечественными предприятиями. В этом списке автомобили быстрого реагирования и автоцистерны, коленчатые подъемники и мощные насосные станции для откачивания воды, — говорит Александр Гончаров, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси. — Новый импульс эта работа получила после прошлогоднего совещания у президента страны по вопросам импортозамещения. Государственный секретарь Совета Безопасности поставил перед нами четкую задачу на этот год: разработать с производителями качественные отечественные аналоги техники и оборудования импортного образца, в том числе с привлечением инвесторов. В нашем случае это означает три основных направления на 2012 год: гидравлический инструмент, ручные лестницы и насосы для пожарных автомобилей. Все это мы пока еще вынуждены приобретать за границей.

Но месяцы и дни этого "пока" сочтены. Об этом свидетельствуют темпы, которыми МЧС замещает на внутреннем рынке импортную амуницию, снаряжение и средства защиты пожарных спасателей.

Арифметика выгоды

Только за последние три года поставлено на конвейер производство теплоотражающих костюмов, способных выдерживать прямое воздействие температуры от 200 до 800 градусов по Цельсию. Уже пошито более 1300 комплектов ТОК. Кроме того, белорусское предприятие "Униформ" полностью закрывает потребность спасателей в боевой одежде. С 2010 года подразделения МЧС получили более 10 000 комплектов боевок, еще 2200 отправлено по экспортному контракту в Казахстан. Арифметика выгоды здесь очень простая: самый дешевый российский комплект обойдется Беларуси в 2,5 млн рублей, свой — в полтора миллиона. Выбор очевиден…

— Кроме того, предприятия "Беллегпрома" уже сегодня выпускают специальные перчатки и пояса для спасателей, прочные берцы, а также резиновые сапоги высокой степени защиты. Одно из витебских производств приступило к серийному выпуску шлемов спасателей по евростандарту: их цена вдвое ниже импортной, а качество — европейское. Наконец, столичный Завод современной пожарной техники совместно с немецкой компанией "Ауэр" представил опытную партию белорусского дыхательного аппарата — БДА. В прошлом году изготовлено 243 аппарата на сжатом воздухе, в этом запланировано уже 800. Это очень важное для нас событие, ведь сегодня ни один спасатель не выезжает на пожар без АСВ, — рассказывает Александр Гончаров. — Таким образом, из 37 наименований оборудования и снаряжения, необходимых в боевой работе, на отечественных предприятиях освоен выпуск 30. В прошлом году мероприятия по импортозамещению позволили нам сэкономить около 70 млрд рублей бюджетных средств.

Только факты

Министерство по ЧС совместно с ОАО "Моготекс" ведет разработку новой оперативной и повседневной служебной формы для личного состава МЧС. Как ожидается, ее апробируют в 2013 году и полностью пошьют к чемпионату мира по хоккею.

Сейчас прорабатывается вопрос о сборке спасательной установки, которая могла бы работать как автолестница и коленчатый подъемник на высоте до 25 м. 
-25%
-21%
-45%
-35%
-10%
-28%
-20%