Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Александр БЕНЬКО,

Последние несколько лет белорусский авторынок переживает кризис за кризисом. Ему удалось пройти и через резкое снижение спроса, связанное со стагнацией мировых рынков в 2008 году, и через неравенство таможенных пошлин для физических и юридических лиц в 2009—2010 гг. В итоге в прошлом году все вылилось в ажиотажный спрос, которому удалось изрядно потрепать белорусскую экономику, заметно утяжелив отрицательное сальдо платежного баланса. На Западе от таких переживаний любой предприниматель сошел бы с ума, но наши продавцы на подобные неприятности привыкли смотреть как на вещи сами собой разумеющиеся. В нынешнем году белорусский авторынок, по ожиданиям его участников, столкнется с резким падением спроса, но эти перспективы ничуть не мешают им примечать и положительные тенденции.

Кто откроет карты первым?

В середине февраля на рынке новых автомобилей царит затишье, которое специалисты называют не иначе как "войной нервов". После подписания главой государства Указа № 36, согласно которому были отменены льготы по налогу на добавленную стоимость при ввозе и реализации ввезенных автомобилей юрлицами и ИП в коммерческих целях, продажи застопорились. С ноября 2005 года в стране действовала льгота по НДС при импорте новых автомобилей. При покупке такого авто налог в размере 20 % высчитывался с маржи, то есть к цене нового автомобиля прибавлялось 20 % дилерских. Но уже после первого повышения пошлин многим стало ясно, что долго такая практика сохраняться не будет. Если рассматривать ситуацию в простых числах, то с 2009 года средняя машина для обычного белоруса подорожала не менее чем на $ 3 тыс. Например, подержанный "Фольксваген-Гольф" в базовой комплектации четыре года назад стоил $ 11 тыс., сейчас — $ 14 тыс. Такой же новый автомобиль с $ 16 тыс. поднялся в цене до $ 22 тыс.

Впрочем, поднялся — это в теории, на практике этого пока так и не произошло. Вопреки ожиданиям автодилеры не бросились стремительно переписывать свои прайс-листы, а замерли в ожидании: у кого из конкурентов нервы не выдержат и он сделает это первым? После этого можно будет с чувством, с толком, с расстановкой рисовать свои цифры на ценниках. Чтобы не продешевить или не перебрать, необходимо зорко следить за действиями "соседа по прилавку". Ведь те продавцы, которые сейчас смогут предложить клиентам минимальные цены, в последующем могут рассчитывать на лояльность потребителя. Тем более что, как в том уверено большинство автодилеров, в ближайшие годы спросом в салонах будут пользоваться исключительно автомобили среднего и нижнего ценовых классов, а отнюдь не дорогие иномарки. Это означает, что каждый рубль у продавцов будет на счету.

Все бы ничего, но параллельно с этим выжиданием автодилеры должны вести переговоры с компаниями-производителями по снижению закупочных цен, выпрашивая у "материнских" компаний скидки. Бизнес продавцов авто устроен таким образом: каждый год они должны делать предзаказы на заводах соразмерно объемам планируемых продаж. Но, не имея знаний об уровне цен конкурентов, идти к владельцам своей торговой марки с поклоном неудобно: для того, чтобы просить о помощи, необходимо, как минимум, представлять ее размер. Ранее представители автодилеров объявляли о том, что цены на новые авто должны вырасти на 15—16 %, а на некоторые авто и того больше — до 20 %. Из-за отмены льготы теперь НДС начисляется на полную стоимость автомобиля, а не на маржу между ввозной ценой и ценой продажи, как это было ранее.

"Далеко не факт, что дилерам удастся договориться с автопроизводителями о скидках. Нельзя просто так приехать на завод и просто попросить скидку в 10 %. Для этого надо провести анализ рынка по ценам конкурентов. А когда конкуренты скрывают цены, провести анализ сложно. Кроме того, предоставление любой скидки при закупке должно впоследствии сопровождаться ростом продаж. А мы-то как раз не можем прогнозировать рост рынка в этом году, — поясняет руководитель Автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич. — На ряд моделей, в том числе на те, на которые существуют квоты для Беларуси, шансы получить ценовые послабления у белорусских автодилеров минимальны. Заводам выгоднее продавать автомобили на другой рынок по действующим ценам, чем давать скидки белорусским импортерам".

В "БАА" уже сделали прогноз развития рынка новых авто в 2012 году. По оценкам специалистов, объемы продаж новых авто в стране не превысят 12 тыс. штук, хотя еще недавно продавцы намеревались реализовать не менее 20 тыс. Причины банальны: перенасыщение рынка автомобилями с пробегом вкупе со снижением покупательной способности населения. Между тем, по данным ассоциации, в 2011 году продажи новых автомобилей по сравнению с 2010 годом выросли на 26 % — до 16 275 машин.

Постучим по колесам

По данным Государственного таможенного комитета, за первое полугодие 2011 года в Беларусь физлицами было ввезено 250 тыс. машин, а за второе — всего 4 тыс. Повышение ввозных пошлин на иномарки из-за рубежа явно сделало ввоз их из стран Западной Европы делом невыгодным. Вместе с тем, как отмечают специалисты, во время прошлогоднего бума в Беларусь и без того приехало столько автомобилей с пробегом, что местному рынку придется "переваривать" их в течение нескольких лет. Многие белорусы закупали автомобили впрок, полагая, что их впоследствии можно будет продать с немалой выгодой в другие страны Единого экономического пространства — Россию или Казахстан. Но многих ожидал не слишком приятный сюрприз. Сразу же после повышения таможенных пошлин Федеральная таможенная служба (ФТС) России постановила: белорус вправе продать в Россию свое авто только в том случае, если оно было ввезено на территорию Таможенного союза и там растаможено до 1 января 2010 года. В противном случае необходимо заплатить разницу в пошлине, на которой большинство продавцов как раз и намеревалось заработать. Такие условия не постоянные, а временные — правила перестанут действовать с 1 января 2013 года. Хотя возможно и досрочное решение этого вопроса — снижение пошлин может инициировать ожидаемое вступление России в ВТО, которое должно произойти после 1 июля 2012 года. Действующие правила этой организации потребуют от нашей восточной соседки снижения ставок таможенных пошлин на новые авто с 30 % до 25 %, что непременно должно сказаться и на Беларуси.

"Но не стоит забывать: процедура изменения ставок таможенных пошлин растянута во времени. Даже если ставки будут уменьшены до 25 %, не факт, что это снижение будет ретранслировано на белорусский рынок, — предостерегает Сергей Михневич. — К тому же появилась информация о том, что Россия рассматривает вопрос о введении экологического налога на новые авто и на авто с пробегом, который полностью компенсирует снижение таможенных пошлин".

В числе положительных перспектив 2012 года для автомобильного рынка Беларуси эксперты рассматривают такие моменты, как снижение налога на прибыль и сведение до минимума объемов "серого" импорта. Рассчитывают они увеличить продажи и после снижения банковских ставок по автокредитам. Правда, для того, чтобы этот инструмент стал действенным, необходимо, чтобы ставки с нынешних 55—60 % годовых спустились хотя бы до уровня, считающегося приемлемым, — ниже 20 % годовых. Кроме того, рассчитывают автодилеры и на то, что сохранят интерес к новым автомобилям, а также наконец начнет развиваться услуга trade-in. Но в любом случае автопродавцам придется столкнуться с изменением потребительских предпочтений. Белорусы явно будут выбирать авто подешевле, и главным определяющим фактором покупки, несомненно, станет цена.

Кстати

В минувшем году спрос белорусов на новые авто преимущественно базировался на иномарках — продажи российских автомобилей упали на 33 % и составили 2,55 тыс., а вот авто западных брендов, напротив, выросли на 51 % (13,7 тыс.).

Претерпело изменение и распределение доли собственников новых легковых автомобилей: если в 2010 году на юрлица пришлось 38,20 % продаж, а на граждан — 61,80 %, то в 2011 году последние купили в автосалонах 74,58 % представленных там автомобилей. 
-21%
-10%
-10%