Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси


7 ноября официальное открытие дороги, которая огибает Беловежскую пущу. Она была построена буквально за полтора года по личному распоряжению главы государства. Предполагается, что дорога даст толчок в развитии всему региону, и Беловежской пуще в частности.

По идее авторов проекта, на этой дороге могут разместиться различные туристические объекты, что позволит привлечь частные инвестиции, и в конечном итоге, повысить привлекательность Беловежской пущи как туристического маршрута. Кроме этого, одной из причин называлось сближение городов Бреста и Гродно, якобы дорога позволила соединить их новой современной трассой. Общая сумма инвестиций в проект составила около 331 миллиард. рублей (данные на середину 2010 года).

Портал Виртуальный Брест предлагает вам небольшую экскурсию по новой дороге, была сделана попытка выяснить, насколько оправданы ожидания о приходе инвесторов, и ближе ли стали два областных центра. Для этого мы проехали до города Гродно и обратно. В первый раз - полностью по новой дороге, во второй раз - срезая углы (почему, читайте дальше). Для начала, собственно схема самой дороги - снимок с плаката на стоянке для отдыха:


Нажать на фото, чтобы увеличить карту 

Дорога начинается от пограничного перехода Песчатка, но туда мы не поехали, трасса везде одинакова, а одна из поставленных задач - узнать, ближе ли ехать по ней в Гродно. Поэтому начали мы свой путь по новой дороге с деревни Дымники. Возможно, кто-то помнит эту деревню как место известного источника, в котором никогда (в любые морозы) не замерзает вода и в котором оборудована специальная купальня для того, чтобы можно было окунуться. Так вот - новая дорога разрезала деревню Дымники и источник, теперь они по разные стороны трассы. Зато сам источник стал буквально... у обочины, а раньше к нему надо было добираться по просёлочным дорогам через лес. Хотя не факт, что это плюс, не известно, как сама дорога повлияет на экосистему, и возможно, что источник потеряет свою целительную силу. Ведь раньше он был сокрыт от людских глаз, а теперь - на самом видном месте.

До самих Дымников добираться не сложно - в Видомле поворот направо, на старую (теперь уже) трассу до Пружан. Сами дороги (новая и старая) нигде не пересекаются, но именно у Дымников сближаются до расстояния в несколько километров. На карте это место обозначено как площадка для отдыха (Кабан). Итак, после того, как повернёте в Видомле, вам надо проехать мост (развязка Каменец-Федьковичи) и ехать до следующего указателя Каменец-Кобрин. Поворачиваем на лево на Каменец, и... грунтовка, зато очень хорошая.

"Уж больно много поворотов, извилин и закруглений"

Буквально несколько километров спустя мы попадаем на нужную нам трассу. Её общая протяжённость - около 200 километров. Поверьте, это отличные километры, и путешествие по этой дороге доставит вам удовольствие. А если вы проедете по ней ночью, вы сможете понять, как устроены дороги, например, в Польше, да и в Европе в целом. Да - факт есть факт, дорога сделана на 5 с плюсом. Идеально ровное покрытие, отличная иллюминация светоотражателями, яркая разметка, оборудованные площадки для отдыха. Впрочем, минусов обнаружилось тоже достаточно. Первое - это извилистость. Возможно, у строителей были собственные представления о маршруте трассы, может быть, выбирались исключительно разрешённые направления, учитывалось мнение экологов, но... Уж больно много поворотов, извилин и закруглений. Собственно, на всей дороге сложно найти более менее ровный участок, как правило она вся - это большой сплошной поворот! Впрочем, смотрим:











Часть фото сделана в сумерки и в туман. Казалось, дорогу специально проложили так, чтобы устраивать на ней гонки. Этому способствует и полное отсутствие автомобилей: за все время движения на самой трассе было встречено буквально несколько автомобилей, и ни одного в попутном направлении. Запрещающих знаков уже нет, местами стоит дорожная техника, но визуально все совершенно готово к открытию - даже лес, прилегающий к трассе, тщательно вычищен от веток и бурелома. А откосы красиво засеяны травкой.



Техника замаскирована на импровизированных стоянках, но у дорожников есть еще несколько дней, чтобы успеть полностью скрыть своё существование. И для человека, который раньше бывал в этих местах, дорога будет некой волшебной нитью, вдруг появившейся на месте прежних непроходимых болот и лесов.

Правда, есть еще древесина. Горы ее складированы вдоль всей дороги, особенно там, где она идёт по лесу. Скорее всего, это та часть леса, которую пришлось убрать для трассы. Но местами лес убирают на прилегающих площадках - здесь будут построены будущие заправки, кафе и т.д. Правда, работы на этих площадках только начинаются, пока нет даже информационных табличек, что будет построено на том или ином месте. Хорошо, если для этих мест уже определены объекты, но может быть, их только готовят для показа будущим инвесторам.







Много населённых пунктов - в пределах досягаемости, и один заслуживающий внимания памятник архитектуры

Благодаря новой дороге очень много населённых пунктов оказались в пределах досягаемости. Говорят, вдоль дороги сразу повысилась в цене недвижимость. Её покупают состоятельные россияне, которых привлекают невысокие (по их меркам) цены и экологически чистый пущанский район. Но вот будет ли использоваться данная трасса в туристических целях - большой вопрос. Самые большие "интересности" ждут путешественников у Каменюк, а дорога уходит далеко в сторону от центрального въезда в Пущу. Возможно, расчет делался на будущие объекты, которые появятся на трассе, но тут получается замкнутый круг - туристы не появятся, пока нечего смотреть, а интересные объекты не хотят строить, пока нет туристического потока. На всей трассе обнаружен только 1 (один) заслуживающий внимания памятник архитектуры, вот он:









Любопытным является тот факт, что у самого костёла сохранена уникальная мощёнка, и современная трасса вдруг сменяется средневековой дорогой. Впрочем, ненадолго, дальше снова - 21 век, Европа.... Костёл, скорее всего, будут реставрировать, но пока работы еще не начинались.

На дороге есть несколько мест для культурного отдыха. При этом, как и сама дорога, они сделаны витиеватыми, с большим количество закруглений. Возможно, это некая "фишка", которая по замыслу проектировщиков, будет привлекать внимание. Места отдыха почти все уже полностью обустроены и оборудованы. Каждое из них имеет своё название, по именам животных. На каждом есть карта обходной дороги, и вы можете видеть, в каком месте вы находитесь. Впрочем, у современных путешественников всегда в наличии GPS-навигаторы, но карта - приятный атрибут отдыха. Одна из них приведена на фото вверху. А вот и кадры с площадки отдыха "Волк" и "Лиса":















Да, остановиться и отдохнуть есть где, это факт, но... нужно ли останавливаться для отдыха на трассе, протяжённость которой около 200 км? Ведь для современных автомобилей это около 2-х часов, а каждая остановка - существенная задержка. Ну а туристы остановятся разве что в туалет, ведь их ждут в конечной точке их маршрута (пока гипотетической точке)!

Кстати, если с отдыхом все в порядке, то с заправками с точностью до наоборот. На том участке, что был пройден нами, встретилась только одна заправка, и та еще в стадии строительства. Если вдруг вы обнаружите, что топливо на исходе, придётся выдвигаться ближе к крупным населённым пунктам - Пружанам, Ружанам. Скорее всего, это временное явление, и в будущем будут построены несколько заправок, но пока - нет ни одной. Запасайтесь топливом на 200 км пути, как минимум!





Нельзя умолчать и о знаменитых подземных переходах для всякой живности. Вообще их много, их просто очень много! Представляют из себя они углубление, выложенное камнем, и часто заболоченное, и трубу под трассой. Местами такие трубы лежат через 100-200 метров, так что защитники животных могут не переживать за своих любимцев - под колёса автомобилей их попадёт значительно меньше. Заодно и будет работать естественный отбор в условиях техногенной цивилизации. Те, что догадаются пройти по переходу, выживут, и возможно, через сотни миллионов лет передадут свои способности потомкам. Шутка, конечно...







А вот ночью, несмотря на серьёзную иллюминацию, гонять не стоит. Пуща совсем рядом, и крупные животные типа лося, или кабана, тут нередкие гости. Это их территория, и они могут выйти на дорогу в любой удобный для них и роковой для вас момент. В помощь путешественнику вот эта карта мест распределения животного мира Пущи.



На одном из крутых поворотов стоит единственное дерево, вдалеке от леса, в открытом поле. Оно на самой обочине, и на нём уже висит венок. Возможно, у этого дерева есть своя собственная печальная история, если его оставили одиноко стоять буквально в метре от асфальта.

По дороге встретилось еще одно любопытное место - населённый пункт Клятное. Знаменито это село тем, что в нем еще до того, как стало известно о строительстве трассы, богатый россиянин из Питера построил гостиницу и спортивный центр. Сделал это он только потому, что там живут его родители, там он родился сам. Кроме того, он выкупил ферму, где работали его родители, и часть земель в округе. Сами старики отказались переехать на новое место жительства и остались жить в своей хате. Но местность в округе преобразилась, и сюда приезжают отдыхать даже представители высшего руководства Брестской области (по рассказам местных жителей). Так вот, дорога проходит как раз у этого населённого пункта и, возможно, делает специально крюк поближе к этому месту. На фото - туристический комплекс (спортивный центр), левее от него за деревьями спряталась гостиница:



Но, от легенд местного края вернёмся к реальности. А она такова, что если двигаться по трассе, расстояние от Бреста до Гродно не уменьшается, а даже увеличивается на 10 километров. Более того, если по самой трассе практически не встречается населённых пунктов, то после того, как вы проезжаете Свислочь (конечная точка новой дороги), вас ждёт густонаселённая Гродненская область с многочисленными поворотами и деревеньками. В результате - время в пути не уменьшилось, и составило чуть более 3-х часов.

Но! Учитывая, что дорога делает много странных поворотов и объездов, на обратном пути было решено срезать один из самых больших кругов, который подходит вплотную к Ружанам. Это дало возможность сэкономить около 25-30 километров. Еще 10 было сэкономлено в Гродненской области, после Свислочи указатель на Гродно стоит в сторону посёлка Пограничный, но если ехать через него, получается на 10 км дальше, чем напрямую, через Большую Берестовицу. Кстати, саму Свислочь все же лучше объехать, там небольшой крюк (3-4 км.), но по городу везде 40 км в час, и качество дороги оставляет желать лучшего.

Итак, на обратном пути мы свернули:


...вот в этом месте, на Новый Двор. Фото сделано с другой стороны, по пути в Гродно. Если ехать из Гродно в Брест, поворачивать надо направо.

С удивлением обнаружили, что дорога тут ничуть не хуже, чем новая трасса! Даже стало немного не понятно, зачем было делать большой крюк в сторону Ружан, наверное только для того, чтобы показать туристам костёл и мощёнку. Но хорошая дорога продолжалась не до конца - как оказалось, она шла только до границы Брестской и Гродненской областей. Ровно на границе началась грунтовка, правда очень хорошего качества, позволяющая двигаться со скоростью до 80 километров в час. Впрочем, местные жители утверждают, что такая хорошая она не всегда, а только пока нет дождей. Возник вопрос - а зачем нужен был такой крюк в сторону Ружан? Тут до Гродненской области всего 6 км готовой трассы - покрывай асфальтом и езди! Но мы же не ищем лёгких путей, правда?

Итак, мы выехали уже у пункта отдыха "Волк", сэкономив около 30 километров. Дальше двигались проторённым маршрутом - к Дымникам и на Видомлю по "старой" трассе. И только уже выехав на отрезок Дымники-Видомля мы поняли, насколько же новая дорога по качеству лучше старой. Все познается в сравнении, если ехать сначала по плохой, а потом по хорошей, это не так чувствуется, начинаешь искать некие недостатки, если их нет - придумываешь их. Разительный контраст возникает только при переходе от хорошего к плохому, и тут ты готов простить новой дороге все грехи - и повороты, и расстояние, и отсутствие заправок. Все это отходит на второй план, главное - это качество самой дороги, которое на высоте, и низкий трафик транспорта. И пусть это всего около 120 км от Дымников до Свислочи - эти километры стоят того, чтобы по ним ехать. А если вас не смущает движение по грунту (6 километров), можно существенно сэкономить расстояние.

Инвестиционная привлекательность дороги?

Инвестиционная привлекательность дороги оценивается нами как крайне низкая. В сравнение берётся старая трасса Брест-Видомля-Пружаны-Ружаны-Волковыск-Гродно (около 260 км). Она соединяет несколько небольших населённых пунктов, движение по ней существенное, но она так и не стала привлекательной для инвестиций. Скорее всего, та же судьба ждет и новую трассу. Впрочем, несомненно, она будет полезна и местным жителям, и желающим купить в этих краях тихий домик, и путешественникам. В любом случае, затраченные на строительство финансовые средства никогда не окупятся, да это и не главное. Дорога построена на долгие годы, и благодарные потомки будут по ней ездить, и хвалить строителей и проектировщиков за то, что сделали свою работу качественно и серьёзно. Деньги, потраченные на эту трассу, могли бы пустить на другие хорошие дела, а могли бы и не пустить. Они не исправили бы ту ситуацию, в которой оказалась страна. Но, возможно, хоть часть надежд, возложенных на эту дорогу, окупят себя. И это уже будет положительным результатом строительства новой дороги.

Результат: Брест-Гродно по трассе и по указателям в объезд населённых пунктов: 270 км из центра Бреста до Гродно. От Гродно (Южный) через Большую Берестовицу - Павлюшки - Свислочь - новая трасса - Новый двор - новая трасса - Дымники - Видомля - Брест: 230 км. По старой дороге: Брест - Пружаны - Ружаны - Волковыск - Гродно: 260 км.
 
-20%
-10%
-10%
-10%
-20%
-25%
-50%
-35%
-20%
-20%