Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  2. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  3. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  4. Глава Нацбанка: Сбережения храню в белорусских рублях и имею хорошую доходность
  5. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  6. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  7. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  8. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  9. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  10. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  11. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  12. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  13. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  14. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  15. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  16. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  17. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  18. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  19. Под звуки «Калыханкi». В Минске прощаются с Леонидом Борткевичем
  20. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  21. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  22. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  23. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  24. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  25. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  26. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  27. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  28. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  29. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  30. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?


Светлана ЗАЛЕССКАЯ,

Диагностическая станция № 38 ОАО "Витязь" — одна из 33 имеющихся на Витебщине. Ее удачи, волнения, переживаемые и одолевающие проблемы типичны для большинства из них. Может быть, как раз потому именно эту станцию предложил для репортажа начальник Витебского областного отдела УП "Белтехосмотр" Николай Щербицкий, поднявший в разговоре немало злободневных вопросов, касающихся оказания востребованной автомобилистами услуги.

Речь шла в том числе и о совершенствовании технического кодекса диагностов с учетом современных требований и многолетних наработок специалистов. Хочется верить, что готовящийся к выходу в свет вариант сгладит многие острые углы в конфликтных ситуациях, возникающих между инженерами-диагностами и клиентами в силу разночтения всевозможных ГОСТов.

Исключению разногласий в диагностике автомобилей сегодня в некоторой степени способствует оборудование станций системой видеонаблюдения, позволяющей клиенту детально проследить процесс прохождения техосмотра, а в острой ситуации доказать правоту той или иной стороны. На большинстве диагностических станций (ДС) стало комфортнее ожидать выполнения заказанной услуги. В оборудованных уголках отдыха клиент может полистать прессу, посмотреть телевизор или проследить за действиями специалистов по монитору, выпить чашечку кофе или чая…

Увы, не везде такие помещения просторны и уютны из-за недостатка площади. К сожалению, в пяти райцентрах Витебщины нет и самих станций (в Ушачах, Лиозно, Городке, Россонах и Шумилино), хотя все существующие на Витебщине ДС работают рентабельно и, пожалуй, не были бы в убыток владельцам. Николай Щербицкий уверен, что жители обделенных диагностическими станциями районов ущемлены в своих потребительских правах. Им приходится гнать автомобили на техосмотр за 25-40 километров или ожидать приезда мобильной СД, работающей по графику два раза в год.

— Полоцк нуждается, на мой взгляд, в дополнительной станции диагностики, поскольку имеющиеся в этом городе и соседнем Новополоцке работают с очень высокой нагрузкой, обслуживая до тысячи автомобилей в месяц, в то время как среднеобластной показатель – 450. Нам бы хотелось, конечно, чтобы все станции имели столь высокую загрузку и такое качественное оборудование, как ДС-133 РУП "Витебскэнерго", но не каждому это по карману. Пожалуй, по загруженности с нею могут сравниться только диагностические станции автотранспортного предприятия № 5 в Витебске и № 167 ОАО "Витебскоблавтотранс", — полагает Николай Иванович. — Кстати, УП "Белтехосмотр" принимает ее на свой баланс и предполагает сделать базовой в Витеб­ской области для учебы специалистов. Кадровый вопрос для нас тоже весьма болезненный: около 70 процентов инженеров-диагностов имеют среднее специальное автотранспортное образование, а надо бы 100. Сдерживающий фактор для набора профессионалов высокого класса – относительно невысокая заработная плата. Думаю, со многими из перечисленных мною проблем вы столкнетесь на ДС-38.

Мой собеседник не ошибся. Сотрудникам этой станции приходится работать в далеких от идеала условиях, но качественно и добросовестно. Ее начальник Павел Дубинкин сам является примером для подчиненных и от них требует высокой культуры обслуживания и не менее высокого уровня знаний. Не всякий человек со специальным, профильным образованием приживается здесь. Одним не хватает выдержки и терпения в общении с клиентами, другим — образованности. У третьих по этой части полный порядок, зато самооценка "зашкаливает" и "пахать за гроши" в условиях строгой трудовой дисциплины не желают.

— Сейчас, наконец, коллектив сложился. Маленький, но сплоченный, потому что все мы единомышленники – схожи как в подходе к делу, так и по складу характера, — рассуждает Павел Анатольевич. — Прекрасно зарекомендовали себя инженеры Александр Орлов и Вячеслав Дриндрожин. Нашли взаимопонимание и с представителем Белтехосмотра, инженером по выдаче разрешений по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении Валерием Кашиным. Хорошо, когда на станции трудится одна команда, тогда и сложности преодолимы.

Наш разговор прерывает приезд очередного клиента. В отпускной сезон Павлу Дубинкину приходится принимать на себя обязанности инженера и лично проводить диагностику автомобиля. А прибыл за диагнозом уникальный автомобиль: старинная, по меркам современной молодежи, советская 21-я "Волга" полувекового возраста.

— Ее еще мой отец покупал 50 лет назад. Когда-то, будучи ребенком, ездил на ней с родителями в Крым, сейчас сам курсирую – в основном по родной республике, — рассказывает автовладелец Яков Горелышев. — Пробег у машины относительно небольшой, около 300 тысяч километров. Я дальнобойщик, так что на личном авто приходится разъезжать нечасто, зато с удовольствием. Мы бережем его, холим и лелеем, как члена семьи. "Волга" в прекрасном состоянии, несмотря на "преклонный возраст". Собранная в 1960 году в экспортном исполнении, она имеет отличный, довольно экономичный двигатель. На 100 километров расходует 10-12 литров бензина. Нам даже перекрашивать ее ни разу не приходилось – заводской беж только слегка поблек, но держится великолепно. Отец у меня запасливый — запчастей еще на мой век хватит. Едешь на таком раритете и поневоле привлекаешь внимание. Многие фотографируют мою красавицу на память. Некоторые подходят с предложением: продай. Но за гроши расставаться практически с музейным экспонатом не хочется: машина верно служит нашему семейству и "на пенсию" не собирается.

А в том, что "начинка" авто действительно качественная, мы убедились менее чем через полчаса. Яков Иванович беспрепятственно получил на свой "раритет" допуск к участию в дорожном движении. Начальник диагностической станции не удержался от комментария:

— Дело вовсе не в старости автомобиля, а в качественном уходе за ним. В данном случае он безупречен. К нам как-то пригонял свои "Жигули" на диагностику 89-летний автолюбитель. Так той машине владельцы многих иномарок позавидуют: работает как часы.

Увы, не все автовладельцы солидарны со специалистами по части технической оценки их "железных коней". Может, потому иной раз бурно реагируют на дельный совет посетить СТО и привести машину в надлежащее состояние, а потом вновь вернуться на станцию диагностики. Кое-кто едва ли не кулаком в грудь бьет, доказывая, что он обладатель абсолютно исправного и почти нового транспортного средства, а инженер попросту придирается по пустякам. Между тем бывают "пустяки", которые могут привести к серьезному ДТП на дороге, возможно, с человеческими жертвами. Особенно в случае неисправности тормозной системы. Случается, клиента приходится долго и терпеливо убеждать в правоте специалиста. Бывает ведь и так, что он буквально накануне прохождения техосмотра гонял автомобиль в сервисный центр или на СТО, и там гарантировали, что с тормозами, скажем, все в порядке, а диагносты утверждают обратное. Беда в том, что тормозные стенды или электронные диагностические программы, используемые на ДС, разнятся с установленными в отдельных сервис-центрах. А это, как говорится, уже их проблемы…

— Я однозначно ярый сторонник техосмотра. Считаю его важнейшим элементом профилактики дорожно-транспортных происшествий, — признается Павел Дубинкин. — Обнаруживая дефекты транспортного средства на станции, мы упреждаем ЧП на дорогах. Увы, каждый четвертый автомобиль не получает допуска с первой попытки. Приятно, что большинство автовладельцев осознают ответственность за жизнь — свою и других участников движения. Радует и обновление автомобильного парка области – это повышает безопасность техники, а значит, и нашу с вами.

К сожалению, обновление оборудования диагностической станции идет не такими быстрыми темпами, как пригоняемых сюда автомобилей. Ее сотрудникам, конечно, хотелось бы и самим работать в более комфортных условиях, и клиентам обеспечить лучшие. Увы, в затруднительном финансовом положении находится Витебский телезавод, которому принадлежит ДС-38. Как говорится, не до жиру — быть бы живу. Поставь сегодня, к примеру, на станции роллетные ворота – она несколько месяцев будет их "отрабатывать", принося предприятию убытки. И вряд ли переход в собственность Белтехосмотра изменил бы ее положение: не такая богатая эта организация, чтобы модернизировать все стоящие на ее балансе ДС по последнему слову техники. Что греха таить, даже на принятие в штат дополнительного сотрудника возможности ограничены. На той же ДС-38 во втором специалисте по выдаче разрешений по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении года 2-3 назад была острая нужда. Задыхались под нагрузкой в ограниченном временном режиме работы (пять дней в неделю по 8-12 часов). Могли и хотели трудиться без выходных, а главное — в клиентах недостатка не было. Но непреодолимым барьером стало категорическое "нет" УП "Белтехосмотр", отказавшего в предоставлении дополнительного работника. Клиенты ушли к конкурентам…

— А их сегодня предостаточно. Мы стеснены в денежных средствах, поэтому даже в создании комфорта для посетителей не можем тягаться с такими предприятиями, как "Витебскэнерго" или Витебское отделение Белорусской железной дороги. Видите, очень скромный уголок для ожидания. Тесновато и сотрудникам, потому что выкроить помещение под ДС удалось в здании заводских мехмастерских. Большего нам никто не предоставит. Строго следим за соблюдением техники безопасности, начиная от условий работы в смотровой яме и заканчивая нормой освещения и окраски помещения станции. Делаем периодически косметический ремонт силами заводского РСУ, со скрипом, но покупаем новые стенды и прочее оборудование, но все дается нелегко. И это несмотря на то, что работаем со 70-процентной рентабельностью. Деньги-то поступают на заводской счет, самостоятельно распоряжаться ими мы не вправе, — делится наболевшим главный инженер транспортного управления ОАО "Витязь" Сергей Акушевич. – Впрочем, при острой необходимости в замене того или иного оборудования убеждаем руководство, которое идет нам навстречу. Диагностическая станция сейчас обслуживает около 30 автомобилей в день, причем самой разной модификации и работающих на любых видах топлива. К нам приезжают и по предварительной записи, и, так сказать, экспромтом, выстраиваясь в живую очередь. Мы всем рады. Специалисты станции знают свое дело и гарантируют клиентам качественное обслуживание. 

-30%
-25%
-40%
-28%
-20%
-10%
-20%
-20%
-10%
-10%
-30%