151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  2. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  3. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  4. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  5. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  6. Нацбанк ожидает ускорения инфляции во втором квартале
  7. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  8. «Путин сделал предложение, от которого нельзя отказаться». Эксперты — об отношении Кремля к «заговору»
  9. Поставил лайк — получи срок. Как в России и Казахстане сажают за экстремизм (у нас могут повторить)
  10. Узнали, что открывается на местах, где были магазины Bigzz
  11. Революция в футболе: 12 топ-клубов Европы объявили о создании Суперлиги. УЕФА обещает жесткие санкции
  12. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  13. «Они не знают, наступит ли завтра». Белорусский фотограф показал жизнь бездомных котов без прикрас
  14. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  15. Громкие «преступления», которые якобы готовились в Беларуси из-за политики: до и после выборов 2020 года
  16. Врач — о тревожных симптомах, которые касаются зубов мудрости
  17. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  18. «Он не тот человек, который привык жаловаться». Девушка Эдуарда Бабарико — о его 10 месяцах в СИЗО
  19. Почему все говорят про футбольную Суперлигу? Рассказываем о скандальном проекте
  20. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  21. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  22. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  23. «Осознание, что это действия не совсем законные, появилось позже». Замов Бабарико допрашивают в суде
  24. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  25. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  26. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  27. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  28. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  29. «На фуфайке фамилия выбита другим цветом». Родные осужденных по политическим статьям о том, как те отбывают наказание
  30. В Бресте суд решил ликвидировать «Польскую школу»


Александр Алесин,

Осчастливить белорусов народным автомобилем в очередной раз намереваются власти. Как сообщил председатель Государственного комитета РБ по науке и технологиям Игорь Войтов, в настоящее время рассматривается возможность создания в нашей стране производства так называемых Ё-мобилей. Более того, соответствующее предложение по линии ГКНТ якобы уже направлено в Россию.

Есть все основания полагать, что подобные действия предприняты в качестве реакции на заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, сделанное им 17 июня 2011 г. на пресс-конференции для центральных и региональных СМИ. Тогда белорусский лидер пообещал сделать легковые автомобили доступными для белорусов и после 1 июля (то есть после унификации ввозных пошлин на них в рамках Таможенного союза).

Кульбит через три ступеньки.

Ё-мобиль - это российский гибридный автомобиль для городского цикла. Проект его разработала компания-производитель грузовиков "Яровит Моторс", возглавляемая известным белорусско-российским бизнесменом Андреем Бирюковым. Инвестором стала Группа "Онэксим", принадлежащая российскому мультимиллиардеру Михаилу Прохорову.

Для работы над Ё-мобилем "Онэксим" и "Яровит Моторс" образовали совместное предприятие "Городской автомобиль" (в дальнейшем переименованное в "Ё-Авто"). В капитале СП 51% акций принадлежит группе "Онэксим" и 49% - ЗАО "Яровит Моторс". Впервые широкой публике про новый автомобиль стало известно после встречи М. Прохорова и председателя Правительства РФ Владимира Путина в январе 2010 г.

А уже в марте 2010 г. основные положения проекта были представлены на заседании правительственной комиссии РФ по высоким технологиям и инновациям. Как неоднократно заверял М. Прохоров, люди, которые приобретут Ё-мобиль, смогут полностью окупить его уже за пять лет эксплуатации. Это обусловлено экономией на бензине. Кроме того, новый автомобиль доставит владельцам гораздо меньше хлопот при обслуживании и ремонте, чем классические авто.

Согласно информации разработчиков, в отличие от гибридных Toyota и Lexus (сегодня предлагаемых потребителям), Ё-мобиль построен по иной схеме. По сути дела, он представляет собой передвижную электростанцию, энергия в которой будет вырабатываться из природного газа или обычного автомобильного топлива, но накапливаться и сохраняться она будет не в аккумуляторных батареях (как обычно), а в суперконденсаторных элементах, которые никогда ранее не применялись в автопроизводстве.

При таком подходе двигатель внутреннего сгорания будет вырабатывать энергию вне зависимости от того, движется автомобиль или нет. За счет применения подобной технологии предполагается резко уменьшить время подзарядки до 10 минут и одновременно увеличить ход машины на одной заправке до 400 км. У большинства нынешних серийных гибридных автомобилей полная зарядка осуществляется за час, а полный запас хода не превышает 200 км.

Выходная мощность тягового электродвигателя первой версии Ё-мобиля составляет около 35 кВт (в будущем его планируется оснастить целой гаммой электромоторов). Время разгона до 100 км/ч, по прикидкам, будет варьироваться от 8 до 14 сек. в зависимости от комплектации, при этом для самой экономичной расход топлива составит около 3,5-4 л на 100 км. Для безопасности максимальная скорость будет ограничена электроникой на уровне 130 км/ч.

Одним словом, как заявил в свое время гендиректор проекта А. Бирюков, у России есть уникальный шанс перешагнуть две-три ступени в своем технологическом развитии и сразу оказаться в пятерке лидеров мирового автопрома.

Догнать и перегнать

Осенью текущего года концепт-кар планируется представить на автомобильном салоне во Франкфурте. Возможно, что в дальнейшем в развитии проекта примет участие компания Porsche. Серийный выпуск российского гибрида планируется начать в 2012 г., мощность первого завода (недавно заложенного под Санкт-Петербургом) должна составить 10 тыс. авто в год.

Авторы проекта заявляют, что Ё-мобиль будет собираться из набора 400 модулей-блоков, которые можно будет комбинировать друг с другом в разных сочетаниях на манер детского конструктора. При этом, как неоднократно подчеркивал А. Бирюков, уже на старте локализация производства должна составить 78-80%.

Узлы и агрегаты для Ё-мобиля будут производить централизованно на одном предприятии, а сборку перенесут поближе к клиентам в крупные города. Если спрос на новинку окажется высоким, то подобные сборочные предприятия появятся во многих региональных центрах РФ. Тогда же, как предполагается, начнется и расширение модельного ряда Ё-мобилей.

Между тем, хотя общая стоимость проекта пока соответствует названной на предварительном этапе (150 млн EUR), цена серийного автомобиля уже претерпела неоднократные изменения. Поначалу называлась цифра 320-400 тыс. RUВ затем - 320-480 тыс. RUВ. Прием заказов на первые машины был начат полтора месяца назад по цене от 350 до 490 тыс. RUB, в зависимости от версии. И это, скорее всего, не предел.

Ведь Ё-мобили не сразу станут гибридными. Установка гибридных двигателей на них начнется только через год после начала серийного производства. До этого момента Ё-мобили будут оснащаться классическими ДВС. Но если верить словам М. Прохорова, это обстоятельство не останавливает энтузиастов прорывных технологий. Уже в первые дни приема заказов спрос на машины превысил проектную мощность будущего завода в десятки раз.

Сверхожидания и сомнения

Однако помимо весьма влиятельных покровителей у проекта Ё-мобиля есть и достаточно серьезные оппоненты, к мнению которых нам следует прислушаться, дабы не открыть на территории Беларуси очередной провальный автопроект.

Как считает аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов, нынче создать новый автомобиль (и гибридный, в частности) под силу только крупным автомобильным концернам. Вход в автопром с нуля - весьма сложная задача в силу сложившейся здесь высокой конкуренции. По этой же причине рентабельность автобизнеса невысока.

Еще более резким в своих высказываниях был начальник отдела продаж компании "Автомир" (дилерский центр Lada) Андрей Окладников. Он категорически отказывается верить в "одиноких волшебников", которые могут создать "народный автомобиль". А для того чтобы запустить его в серийное производство, нужны как минимум возможности АвтоВАЗа.

Примерно в том же духе высказался эксперт "Авторадио" Юрий Гейко. Его прежде всего смущает сумма (150 млн EUR), которую планируется вложить в строительство завода. В действительности необходимо в 10-20 раз больше. Да и приличный гибридный автомобиль никак не может стоить 400 тыс. RUB, уж больно это сложное и высокотехнологичное изделие. До его выпуска доросла автоиндустрия далеко не всех западных стран. В общем, все выглядит несерьезно и подозрительно.

Да и машину за 370 тыс. RUB трудно назвать такой уж народной, считает аналитик ИК "Финам" Константин Романов. Это, скажем, существенно дороже, чем Daewoo Matiz или даже Kalina. О "народности" в России можно говорить лишь в случае снижения цены на 30-50% от значений, озвученных М. Прохоровым.

Одним словом, как полагает замминистра промышленности и торговли России Андрей Дементьев, пока ощущения, что в 2012 г. обещанный автомобиль за обещанную цену появится, к сожалению, нет. Все вроде красиво, симпатично, но пока, увы, столь же малореально.

Искреннюю симпатию выразил к проекту Ё-мобиля известный в экспертном сообществе директор белорусской компании АДС Валентин Лопан. Он уверен, что самые передовые технологии в автомобилестроении нам никто передавать не будет. В этом направлении необходимо работать самим.

Однако существуют непреложные законы развития технических систем (в том числе и автомобилей), которым они подчиняются на протяжении всего своего жизненного цикла. Невозможно сразу получить готовый к использованию новый продукт, "детские болезни" практически неизбежны. Как неизбежны и затраты времени и средств (часто весьма значительные) на их преодоление.

В связи с этим сроки, отведенные инициаторами проекта на его реализацию, выглядят нереальными. Да и потребитель на постсоветском пространстве, в основной своей массе находящийся в плену социально-рыночных стереотипов, пока не готов к появлению гибридного авто. Падких на новое существенно меньше, чем консерваторов. Тем более что клиентов практически гарантированно ожидают трудности с эксплуатацией и обслуживанием первых гибридов ввиду неразвитости сети сервиса.

Опасения вызывает и то обстоятельство, что из-за агрессивной рекламы, обещающей неимоверно много, у потенциальных покупателей возникли необоснованные сверхожидания. Тем горше обещает стать их разочарование при знакомстве с реалиями и тем тяжелее окажется неудача проекта. А этого никак не хотелось бы. Ведь основные идеи, положенные в основу Ё-мобиля, принадлежат белорусским разработчикам, и прототипы этих машин создавались здесь же.

Но потом, как это часто водится, и люди, и разработки перекочевали за границу, где проклятый частник (в отличие от добропорядочного чиновника) проявил к ним интерес. В нашем отечестве по-прежнему нет пророков. И тем не менее зерно когда-нибудь все равно созреет и придет час жатвы. Но тогда за технологиями нам придется, как и сейчас, отправиться за границу. 

-35%
-10%
-30%
-17%
-30%
-10%
-40%
-43%
-20%