Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  2. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  3. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  4. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  5. В мире уже больше 100 млн человек с коронавирусом. Какие страны лидируют по числу зараженных?
  6. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  7. 1000-летие Бреста и аккумуляторная эпопея. Чем запомнился теперь уже экс-губернатор Анатолий Лис
  8. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  9. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  10. «Свайпай и пиши, но я пока в СИЗО». В Tinder появились профили задержанных студентов
  11. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  12. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  13. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  14. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  15. Две области под снегом, свежие кадры, карта флагов и новые странности ковидной статистики — все за вчера
  16. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  17. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  18. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  19. Последствия «Ларса»: более 2200 обесточенных пунктов по стране
  20. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  21. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  22. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  23. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  24. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  25. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  26. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  27. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  28. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  29. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  30. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать


Снежана Инанец,

Сегодня владельцы мопедов и скутеров стоят перед фактом: согласно постановлению Совмина №443 от 4 апреля 2011 года, их двухколесные транспортные средства нужно регистрировать в ГАИ. Кроме того, следует сдать экзамен и получить водительское удостоверение специальной категории АМ. Иначе - на дорогу не высовывайся. Однако сотрудники ГАИ в недоумении: владельцы двухколесных отчего-то ставить на учет свой транспорт и получать права не торопятся. А, наоборот, указывают на ряд нелепых требований, которые им предъявляют вместе с новыми правилами. В чем же дело?
- Сегодня в Беларуси зарегистрировано более тысячи скутеров. Скутерами считаются двухколесные транспортные средства с объемом двигателя до 50 "кубиков" (т.е. кубических сантиметров. – TUT.BY), - рассказала на недавнем круглом столе в "АиФ в Белоруссии" старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык. - До 1 августа поставить их на учет можно по упрощенному порядку. Для этого владельцам нужно обратиться в ГАИ по месту жительства, имея при себе паспорт и документы завода-изготовителя (или таможенных органов).
 
Фото: Антон Мотолько
Фото: Антон Мотолько

Также скутеристы должны предоставить идентификационный номер транспортного средства (обозначен, как правило, на раме) и сведения о модели и рабочем объеме двигателя (указываются на специальной табличке/наклейке/в документах продавца). Вот тут-то у многих и начинаются проблемы…
 
Только цифры

По информации начальника дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Александра Цегельника, в 2009 году мопеды попадали в ДТП 312 раз (в том числе по вине водителей мопедов 220 аварий). В прошлом году с участием скутеристов произошло почти столько же – 314 аварий, в том числе 208 по их вине. За 4 месяца нынешнего года – 24 ДТП с участием скутеристов, 19 из которых по их вине.
- Сразу, как только стали требовать регистрацию, хотел зарегистрировать мой Kymco, - рассказывает заядлый скутерист Антон Мотолько, - сведения с таблички указать не смог, потому что она просто-напросто не предусмотрена заводом-изготовителем. И мне сказали, что в регистрации моему скутеру будет отказано.
 
Правда, поразмыслив, сотрудники ГАИ пришли к выводу, что вопрос Антона будет рассмотрен в индивидуальном порядке. И, вероятно, скутер будет поставлен на учет. Однако без права снятия с учета в течение трех лет.
Все бы ничего, если бы описанный случай был уникальным. Но на стареньких Honda Dio необходимой таблички тоже нет, не указывается объем двигателя и в документах к китайским скутерам. А страдать – ни в чем не виноватым владельцам. Неужто нельзя было предусмотреть такой поворот?
 
Кроме того, ГАИ требует подтверждения законности приобретения скутера. А дело это не всегда простое. Так, иные мопеды перепродавались множество раз, и регистрировать все эти сделки в ГАИ не было нужды.
 
И уж совсем непонятно, как быть со скутерами, которые были ввезены на территорию нашей страны до июля 2010 года. Представитель Минского скутер-клуба Игорь Позняк обратил внимание на том же круглом столе, что предоставить необходимых сегодня сотрудникам ГАИ таможенных документов хозяева таких скутеров не могут. Потому как растаможивались скутеры да мопеды тогда просто как единица товара, а не как транспортное средство.
 
Выход, который предлагает ГАИ озадаченным владельцам скутеров, уже озвучен выше. Регистрация до 1 августа по упрощенной схеме, но без права снятия с учета в течение трех лет. То есть в течение трех лет нынешние владельцы не смогут, к примеру, продать свои транспортные средства. Разумеется, такое предложение скутеристы "выходом" не считают – скорее так, медвежьей услугой.
 
- Скутер традиционно используется немногим более года, - рассуждает Антон Мотолько. - Три года - это слишком долгий срок.
 
Как видим, непонятного - более чем достаточно. Не говоря уже о необходимости получать водительские удостоверения категории АМ всем, кто не имеет иных категорий. То есть пожилая женщина из глубинки (а скутер в белорусских деревнях в последнее время стойко отвоевывал поклонников у велосипеда) тоже должна поторопиться сдать на права.
 
Фото с форума moto-minsk.by
Фото с форума moto-minsk.by
 
Еще в конце мая столичные скутеристы оформили свои вопросы в виде письма, собрали подписи и направили все в ГАИ и в Совмин. Есть в послании и предложение передать право регистрации "полтосов" Белорусскому обществу автомотолюбителей. Есть надежда, что это сделает процесс более быстрым и понятным, да и снимет с ГАИ внезапную нагрузку.
 
По последним данным, Совет министров перенаправил листок в МВД. Ответов пока нет ни от кого.
 
Справедливости ради стоит отметить, что и положительные стороны в нововведениях скутеристы находят. По словам того же Антона, "требование получать водительские права не пугает - правила дорожного движения знать не только желательно, но и необходимо" да и "зарегистрированный скутер можно будет застраховать, чего нельзя было сделать раньше".
-10%
-12%
-10%
-15%
-10%
-40%
-20%
-10%
-5%