147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  2. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  3. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  4. Эту красотку называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  5. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  6. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  7. «Гомсельмаш» пригласил на работу 400 рабочих российского завода-банкрота. Откуда столько вакансий
  8. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  9. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  10. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  11. «Я решил отвечать соразмерно». Байден заявил, что выбрал мягкий вариант санкций против России
  12. Переговоры с Мишустиным и новые законы. Что происходит в Беларуси 16 апреля
  13. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  14. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  15. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  16. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  17. В Минск прилетел премьер-министр России. Лукашенко на встрече анонсировал встречу с Путиным
  18. Курсы доллара и евро заметно падают. Что происходит на валютном рынке
  19. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  20. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  21. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  22. Прокурор попросил два года ограничения свободы для Тимы Белорусских по «наркотической» статье
  23. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  24. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  25. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  26. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  27. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  28. БГУ не продлевает контракт с Еленой Лаевской (ее сын Дмитрий защищает Виктора Бабарико)
  29. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  30. Разбираемся с подержанными «китайцами». Что интересного можно купить?


Юрий Бествицкий, Вячеслав Белуга,

Люди мы не суеверные, но поселок Обчак возле Минска, похоже, несчастливое место для рождения первенца — белорусского легкового автомобиля. А может, причина вовсе не в месте, а в чем-то ином?

В 1997 году предприятие "Форд Юнион" начало там сборку именитого "Форда", двух наиболее массовых моделей — "Эскорт" и "Транзит". Прогнозировали, что белорусские "форды" пробьют себе дорогу на огромный российский рынок, а там, глядишь, и до казахстанского рукой подать. Сегодня, в условиях единого таможенного пространства, такая заманчивая перспектива выглядит более чем реально. Однако в 2001 году, не удовлетворенный состоянием дел, проект покинул главный инвестор сборочного производства — компания "Ford Motor Company", и он свернулся...

В 2004 году ЗАО "Юнисон" был представлен новый проект – сборка польских малотоннажных грузовиков "Lublin" грузоподъемностью от 800 до 1800 килограммов. Уже тогда было ясно: автомобиль устаревший (разработка Научно-исследовательского автомоторного института еще советского Минпрома), испытание рынком не выдержит. Советский Союз приказал долго жить, а кировабадский завод в суверенном Азербайджане оказался не готовым освоить их производство. В итоге техдокументацию подобрали поляки. Автомобили, названные "Lublin", стали аутсайдерами продвинутого европейского автопрома. В польское чудо на колесах вложили инвестиции англичане и корейцы, но, оценив шансы их вернуть, решили сплавить неэффективные активы на Восток. Первой на пути оказалась Беларусь, где продвигать проект взялось ЗАО "Юнисон", поставив задачу максимально локализовать производство комплектующих для автомобиля в стране и снизить его стоимость. Были расчеты покорить автофургончиком также российский рынок, но и они не оправдались. Таможенные органы соседнего государства обложили экспорт конкурентов "газели" высокими пошлинами. Причина? Более половины комплектующих изделий не были белорусскими – электрооборудование немецкое, двигатели австрийские, гидравлика японская. В итоге экспорт стал себе дороже, да и для отечественного покупателя такой автомобиль оказался не по средствам.

Следующая "жертва" Обчака — проект по сборке народного автомобиля "Саманд" из иранских машинокомплектов. Модель второй половины прошлого века "Пежо-405" под брендом "Саманд" не впечатлила белорусов ни качеством, ни ценой. Не случайно по этому поводу весьма жестко высказался в разговоре с парламентариями первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко: "За пять лет работы только около тысячи автомобилей было произведено и продано, и то под моим нажимом — в МВД, еще куда-то, в госструктуры. Потому что не покупают. И цена слишком высокая для такого класса автомобилей, и модель устаревшая".

По словам первого вице-премьера, правительство ставило перед иранскими инвесторами задачу — построить в Беларуси цеха по сварке и покраске кузовов. Тогда цена конечного продукта была бы гораздо ниже, а сами автомобили могли конкурировать, если и не с новыми мировыми брендами, то хотя бы с их бэушными представителями.

"Ни до чего акционеры не договорились, — резюмировал Владимир Ильич. — Поэтому мы на эти площади, скорее всего, будем приглашать китайские фирмы".

Вот какое мнение о причинах неудач и перспективах создания в стране доступного по цене и качеству автомобиля высказала в беседе с корреспондентом "Р" генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Людмила Шабанова:

— Наверное, было бы целесообразно вкладывать инвестиции в производство комплектующих, необходимых для сборки автомобилей ведущих мировых компаний, наладить сотрудничество с высокотехнологичными производителями. Это послужило бы хорошей базой для создания у нас в стране современных производств, ориентированных на экспорт. Мы абсолютно согласны с позицией первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко относительно перспектив у нас иранского автомобиля "Саманд". Если брать технологии, то только передовые, чтобы занять собственную нишу в этом сегменте. Надо было учитывать и то обстоятельство, что отечественный рынок до "самандов" был насыщен современными автомобилями. Чего греха таить, устаревшая модель не может конкурировать с высокотехнологичным продуктом (пусть даже бэушными автомобилями) и выйти на нем победителем. Давно прошли те времена, когда "жигули" были главным автомобилем на наших дорогах. Хотя надо признать, что и технологии российского автопрома на месте не стоят. Та же "Лада" вновь становится популярной на белорусском рынке, и не только за счет более низкой цены, но и возросшего качества. Если инвестор владеет современными технологиями автомобилестроения, то почему бы не создать в стране для него все условия, необходимые для успешной работы. Поэтому брать сегодня и менять "Саманд" на такую же темную лошадку автопрома будет не совсем логично.

Белорусский автомобиль: есть три "но"…

Неужели страна, выпускающая такие серьезные бренды, как БелАЗ, МАЗ, "Амкодор", не может наладить производство легковых автомобилей? С этим вопросом "Р" обратилась к председателю совета директоров ОАО "Амкодор" Александру Шакутину:

— Если честно, то давно хотел создать в Беларуси производство легковушек. К сожалению, пока этот проект остается только мечтой.

Напомню, существует три тенденции машиностроения: легковое, грузовое и специальное. Наша марка относится к последней, поэтому технология производства техники "Амкодора" отличается от автомобильной. Например, в новых моделях мы используем пластик для внешнего и внутреннего антуража, в то время как для производства легковых машин нужны огромные штамповочные прессы.

"Амкодор" никогда не станет заниматься созданием сборочного производства. Отверточная сборка для нас – это падение вниз, все равно, что расписаться в собственном бессилии.

Либо создавать 100 % сборочное производство, либо не создавать ничего! Если поднапрячься, то свою машину можно создать в течение года. Конструктора есть и у нас. И неправда, что их квалификация не соответствует европейским стандартам. У нас хорошие специалисты, другое дело, что создать с нуля новый автомобиль не всегда просто. Но уровень наших конструкторов позволяет на основе имеющихся решений это сделать.

Сегодня мы параллельно создаем три десятка новых машин. В свое время многие говорили, что невозможно создать землевоз, это очень сложно. Наши конструкторы сделали его с нуля. А ведь специальная техника намного сложнее, она насыщена гидравликой, электроникой, работает в сложных условиях, нагрузка распределяется на все углы.

Для того чтобы сделать легковую машину, необходимо вложить 100 миллионов долларов. Будет такая сумма – можно будет заниматься. Нет – не стоит даже и думать…

У нас пока нет элементной базы: моста, коробки, других узлов и агрегатов. Необходимо все это сконструировать либо где-то купить. Для автопроизводителей, которые приобретают комплектующие массовыми партиями, заводы запчастей предлагают их по более выгодной цене. Поэтому чтобы сделать машину для Беларуси, нужны собственные комплектующие.

К тому же пока очень дорогие кредитные ресурсы. К примеру, Индия финансирует экспорт, в том числе и создание производств за пределами страны. Местные банки кредитуют подобные проекты по ставкам от 1 до 4 % годовых и дают отсрочку по первому взносу на четыре года. Сравните это с нашей ситуацией, когда предлагается создавать производство, имея 18-процентную ссуду.

Если государство заинтересовано в том, чтобы появились производители комплектующих, любой готовой продукции, необходимо грамотно продумать, кому выделять средства, чтобы такие заводы возникли. По моему мнению, для создания белорусского автомобиля необходимы три составляющие: команда (компания, которая сможет взвалить на себя этот проект), ресурсы (деньги, которые дадут возможность создать производство) и элементная база, которая позволит по стоимости быть авто конкуренто-способными на внешних рынках. Элементная база в свою очередь начинается с того, что нужно хорошее литье. Пока мы не создадим нормальные условия для развития машиностроения элементной базы, будет сложно что-то сделать. Мы всегда будем проигрывать по качеству. И сегодня по этой причине нам очень сложно конкурировать.  

-10%
-15%
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-50%
-15%
-15%