Объем продаж новых автомобилей в Беларуси с учетом российских и импортных брендов в 2010 году сократился на 31% к показателю 2009 года до 12,9 тысячи автомобилей, передает корреспондент ПРАЙМ-ТАСС по материалам Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

По мнению экспертов ассоциации, наибольшее влияние на авторынок Беларуси в 2010 г. оказали такие факторы, как асимметричные таможенные пошлины для юридических и физических лиц, отсутствие точной информации у потребителя о будущем развитии автомобильного рынка в стране, большой объем ввезенных в страну подержанных автомобилей и высокие процентные ставки для автокредитования.

В БАА отмечают, что характерной особенностью автомобильного рынка Беларуси в 2010 г. стало перераспределение покупательского интереса в сторону российских автомобильных брендов. Продажи российских автомобилей составили 3,813 тыс. единиц (+81% к 2009 г.). В то же время продажи импортных автомобилей упали на 45% и составили 9,086 тыс. единиц. В 2009 г. ситуация была противоположной – рынок российских автомобилей упал сильнее рынка импортных автомобилей.

Усиление позиций российских брендов в Беларуси объясняется, в первую очередь, более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей. Кроме того, отмечают в БАА, по-прежнему остается актуальным негласный запрет госпредприятиям на покупку новой импортной техники и ориентация на покупку автомобилей белорусских и российских брендов.

Первую пятерку в общем рейтинге продаж составляют бренды российских автопроизводителей ВАЗ и ГАЗ с долей продаж 11,9% и 11% соответственно, а также Volkswagen с 9,4%, Daewoo с 7,7% и УАЗ с рыночной долей 6,1%.

В целом продажи новых легковых автомобилей в Беларуси в 2010 г. упали на 40,3% до уровня 9,177 тыс. В этом сегменте рынка на первое место по продажам вышли дилеры ВАЗ с рыночной долей 16,7%. Второе место за Daewoo с 10,9%, следом идут бренды Skoda - 6,7%, Volkswagen - 5,7% и Chevrolet - 4,9%.

Продажи новых коммерческих автомобилей в 2010 г. увеличились на 16% к показателю 2009 г. и составили 3,722 тыс. автомобилей. Главным образом сегмент прирос за счет российских автомобилей. Так, по итогам 2010 г. первую строчку занимает ГАЗ с рыночной долей 37,9%. Далее следуют Volkswagen с рыночной долей 18,4%, УАЗ - 14,5%, Peugeot - 11,9% и Citroen - 6%.

Эксперты БАА отмечают, что покупатели новых автомобилей в регионах традиционно более консервативны, чем покупатели в столице. В результате восстановление платежеспособного спроса в регионах идет более медленными темпами, чем в Минске. Кроме того, кредитные предложения дилеров на определенные модели распространялись, как правило, только на Минск, в то время как в регионах внедрение таких программ оказалось проблематичным. В результате выросла доля продаж столичных дилеров, а доля регионов уменьшилась. Так, по итогам 2010 г. в Минске было продано 47% всех новых легковых автомобилей.

Анализ по типу собственников показал, что в сегменте легковых автомобилей увеличилась по сравнению с предыдущим годом доля юридических лиц – в 2010 г. соотношение юридических и физических лиц составило 38,2% и 61,8% соответственно. Это можно объяснить более высокими по сравнению с действующими для физлиц при ввозе автомобилей с пробегом пошлинами на растаможку новых автомобилей юрлиц - официальных дилеров. 

-20%
-52%
-50%
-40%
-10%
-50%
-10%
-11%
-10%
-90%