153 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  2. В Минздраве рассказали о количестве привившихся от коронавируса и поствакцинальных реакциях
  3. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  4. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  5. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  6. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  7. Прорыв трубы в Чижовке: затопило дорогу, в трех районах Минска проблемы с водой. Поврежден и газопровод
  8. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  9. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  10. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  11. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  12. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  13. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  14. Замглавы МИД Литвы: Посол США, не получившая белорусскую визу, возможно, временно будет проживать в Вильнюсе
  15. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  16. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  17. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  18. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  19. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  20. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  21. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  22. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  23. В России — акции в поддержку Навального: более тысячи человек задержаны
  24. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  25. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  26. Проект Суперлиги оказался полным провалом. Турнир отменили, а клубы испортили себе репутацию
  27. КГБ: по «делу о госперевороте» обвинения предъявлены четырем лицам. Все они дают признательные показания
  28. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  29. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  30. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы


Мария Друк,

C начала года в Беларуси официально появился новый объект недвижимого имущества – машиноместо. Это отнюдь не мифическая категория, а, как определено положениями Указа главы государства № 538 "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков", "место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения". В документе оговорено: такой объект может принадлежать как юридическому, так и частному лицу и подлежит обязательной госрегистрации.

Фактически с начала нынешнего года машиноместо — это полноценный объект нежилых изолированных помещений при сделках купли-продажи. Ожидается, что возможность продавать и приобретать места под авто поможет в решении проблемы с парковками. По данным Ассоциации автопроизводителей Европы, в Беларуси на сегодняшний день на тысячу жителей приходится чуть более 260 автомобилей. То есть каждая семья в стране имеет во владении автомобиль. Только в столице зарегистрировано более 630 тыс. машин, и, по прогнозам ГАИ, через 10 лет их число должно возрасти на 210 тыс. Вместе с тем, по оценкам специалистов, Минск обеспечен парковочными местами лишь на треть от необходимого количества. Понятно, что формирование инфраструктуры может попросту не поспевать за столь бурной динамикой рынка, поэтому вопрос не лишним было бы поставить на коммерческую основу. Тем более так давно поступили большинство наших соседей.

В Европе как такового понятия "машиноместо" не существует. Зато в некоторых странах ЕС к домам в спальных районах "в нагрузку" прилагаются парковочные метры. Если жильцы или квартиросъемщики предпочитают не тратиться на кусок асфальта, то они по умолчанию пользуются общественным транспортом. Посторонние также не могут оставить автомобиль на не принадлежащей им территории – его попросту эвакуируют. Во всех крупных городах улицы разгружают за счет подземных паркингов. Кроме этого, в Европе платные стоянки давно стали нормой. У нас же машины пока оставляют везде, где можно и где нельзя.

По европейским нормам в жилых кварталах, где в среднем на одного человека приходится 60 квадратных метров площади, должно быть предусмотрено машиноместо на квартиру. У домов повышенной комфортности – более 80 квадратных метров на человека — 2 машиноместа на квартиру. Что касается офисов, то согласно строительным нормам ЕС, принятым в 2005 году, должно присутствовать одно машиноместо на 60 квадратных метров арендуемой площади. В Минске лишь недавно стала действовать норма одно машиноместо на одну квартиру, а до этого при проектировании жилья предполагалось наличие одного машиноместа на две квартиры. И то, похоже, эти показатели не выполнялись… Проблема в том, что у нас лишь в некоторых домах строят подземные парковки, а большей частью многоуровневые паркинги запланированы на отдельной территории внутри жилых кварталов. Но они не строятся, ведь далеко не каждый в состоянии позволить себе такую роскошь, как место в паркинге, которое может обойтись дороже, чем автомобиль. Не находится и инвесторов, готовых вкладывать средства в подобные проекты, ведь их окупаемость проблематична. Представители рынка недвижимости отмечают: купля-продажа машиномест в перспективе может оказаться весьма живым рынком. Тем более на "традиционном" рынке жилья сейчас наблюдается снижение спроса, притом что у населения, выжидающего дальнейшего падения цен на жилые "квадраты", на руках остаются свободные деньги. Поэтому места для парковки вполне могут оказаться весьма любопытными объектами для капиталовложений.

Как говорят в риелторских агентствах, пока за покупкой "участка" для своих железных коней становиться в очередь белорусы не спешат. Хотя приравнивание Указом № 538 машиномест к недвижимому имуществу позволит значительно сократить сроки проведения сделки по его купле-продаже. Прежде, чтобы продать машиноместо, необходимо было собрать отказы от права преимущественной покупки у всех владельцев машиномест в паркинге. А это сотни человек, и в итоге сделка растягивалась на месяцы. Как говорит замдиректора агентства "Твоя столица Консалт" Юрий Попов, на развитие ситуации в значительной степени будет влиять платежеспособность населения. "Многие жилые дома и административные здания начали сдавать вместе с подземными и надземными паркингами – жильцы и владельцы этих домов в состоянии купить и места для своих машин. Рядовым же гражданам не всегда по карману приобрести законный участок на наземной парковке. Тем более что есть вероятность его подорожания. На мой взгляд, цены на машиноместа должны немного вырасти – примерно на 10 %. Сейчас их стоимость колеблется в пределах $ 8—30 тыс. Но для этого нужно, чтобы банки активно принимали места в качестве залога и выдавали под них кредиты", — считает Юрий Попов.

Указом № 538 наряду с приданием машиноместам нового юридического статуса предусмотрено и банковское кредитование населения и юрлиц для их строительства или покупки. Отныне заветные 18 квадратных метров владельцы смогут оставлять и в качестве залога. Однако в банковской среде к нововведению отнеслись настороженно. По словам директора по рискам одного из белорусских банков, в случае ипотеки важным фактором является ликвидность залога, которая у машиномест требует детального изучения. Еще один минус в том, что стоимость такого вида залога или кредита будет относительно невелика, а возиться придется много.

Кстати

Недавно администрацией Минска была принята программа "400 тысяч". Именно столько мест для парковок планируют построить в белорусской столице до 2020 года. Причем население тоже не останется в стороне — жители города также будут участвовать в возведении стоянок. Уже в этом году в каждом районе столицы появится по тысяче машиномест, начнутся работы и на Октябрьской площади. Здесь планируется возвести подземный четырехуровневый паркинг на 600 автомобилей.
 
-15%
-10%
-15%
-20%
-30%
-20%
-15%
-25%
-10%
-30%