151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. За сутки в стране 888 случаев COVID-19. Заразившихся на 146 человек больше, чем выздоровевших
  2. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  3. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  4. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  5. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  6. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  7. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  8. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  9. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  10. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  11. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  12. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  13. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  14. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  15. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  16. МИД о возобновлении санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  17. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  18. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  19. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  20. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  21. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  22. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  23. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  24. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  25. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  26. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  27. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  28. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  29. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  30. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта


Можно ли предугадать, каким водителем станет человек с определенными чертами характера? Как реагировать на агрессию на дорогах и насколько сохранять культуру вождения в агрессивной среде?

Нужно ли психологам работать с агрессивными водителями и как обстоят дела в этом направлении в мировой практике? Эти и другие проблемы обсудим вместе с психотерапевтом, ассистентом кафедры психиатрии БелМАПО Сергеем Поповым.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Можно ли, общаясь с человеком, заранее предполагать, каким он станет впоследствии водителем?

В принципе, можно. Но тогда это должна быть очень длительная беседа, подробное интервью, которое может потребовать не одной встречи с этим человеком, чтобы разобраться, как он будет реагировать в тех или иных ситуациях и как этот человек справляется с агрессией и стрессовыми ситуациями, требующими напряжения. Обычно это занимает очень много времени. С ходу выявить будущее поведение человека на дороге очень трудно.

Существует ли какая-то взаимосвязь между чертами характера, которые люди проявляют в повседневной жизни, и в их поведении на дороге? Может быть, здесь можно провести некоторые параллели? Какие черты характера позволяют сделать вывод, что, допустим, он будет культурным, спокойным и хорошим водителем?

Например, если этот человек в общении достаточно коммуникабелен и открыт. Если при общении с ним вы видите, что он умеет называть свои чувства и проявлять их, что он умеет проявлять даже свою злость, агрессию, раздражение, когда ему что-то не нравится, и просто об этом прямо говорит. Скорее всего, на дороге этот человек будет культурным. Если мы видим перед собой человека скрытного, подавляющего в себе эмоции, или очень вспыльчивого человека, бурно реагирующего на мелочи, то, скорее всего, он таким будет и на дороге. Или если мы видим депрессивного человека, то тоже можно сделать предположение, что такие люди в определенных ситуациях на дороге будут вести себя некорректно. Эти параллели можно проводить. Даже если взять группу здоровых людей, у которых нет психиатрических и психотерапевтических диагнозов, все равно все мы отличаемся по темпераменту, по жизненному стилю. Один человек все события переживает внутри себя, другой - скорее пойдет в люди, третий - подозрительный, четвертый - тревожный. Именно у импульсивных, депрессивных типов и тех, кто склонен подавлять в себе эмоции, есть потенциал некорректного поведения на дорогах.

Возможно, сказываются какие-то комплексы? Может быть, у человека в реальной жизни присутствуют какие-то ограничения, и, садясь за руль, он пытается таким образом самоутвердиться. Насколько такое некорректное поведение на дороге влияет на поведение и состояние других водителей, которые в обычных условиях ведут себя довольно корректно по отношению к другим участникам движения?

На самом деле, очень сильно влияет. Существует социальная закономерность. Если человек попадает в определенную среду, то он рано или поздно начинает ей соответствовать. Просто приведу пример. Я сам водитель, и у меня больше десяти лет водительского стажа. Этим летом я уехал в отпуск в сельскую местность. Тихо, спокойно, машина стоит рядом, собака – все тихо и хорошо. Я пробыл там две недели, успокоился, расслабился. Пришло время вернуться в Минск. И первое, что я заметил, когда въехал в город, посматривая по сторонам, - это напряженные водители, с напряженными мышцами, плечами, мимическим мышцами. Все куда-то спешат, обгоняют друг друга, тормозят, резко стартуют. Мне казалось: "Зачем так? Куда спешить? Ведь можно ехать спокойно". Но через три недели проживания в Минске, когда я начал ездить на работу, я начал замечать за собой, что я тоже в какой-то момент за рулем начинаю напрягаться, резко тормозить. Среда очень сильно влияет и сказывается на манере вождения.

А если попытаться спрогнозировать действия водителя? В городе люди часто подрезают друг друга. Кажется, человек готов вести себя за рулем культурно. Если кто-то просится перестроиться или выехать из прилегающей территории, он пропускает. Но не пропускают его. Насколько быстро он перенимает эту некультуру вождения? Или если у человека есть убеждения и привычка быть дисциплинированным и культурным водителем, то на него уже ничего не способно повлиять?

Есть люди, на которых ничто не способно повлиять. Здесь тоже много факторов. Во-первых, мне рисуется образ психологически зрелого человека. Это человек, который хорошо знает, кто он такой. В таком случае, ему не нужно равняться на других. У него есть свое представление о жизни, он знает свои ценности и свои убеждения, так сказать, что такое хорошо и что такое плохо. Что бы ни происходило, он будет делать все аккуратно. Это первое. Во-вторых, это человек, у которого в других сферах жизни все хорошо, стабильно, ровно, проблемы решаются. Тогда ситуация на дороге для него не будет последней каплей. И не будет ситуации, в которой если его не пропустил один, второй, третий водитель, то он больше сам не будет никого пропускать. Если в жизни все хорошо, то дорога – это такая мелочь. Это просто безопасное средство добраться из одного места в другое. Если этих факторов нет, то, конечно, у человека будет расти уровень напряжения и агрессии.

Все мы когда-то были молодыми водителями. Но не все помнят, как это было. Когда водители приобретают опыт и стаж вождения, в общем-то, к новичкам на дороге у них складывается не всегда благожелательное отношение. Кто-то громко сигналит вслух, кто-то пытается продемонстрировать, что он ездит лучше. Но давайте не будем забывать, что молодые водители наверняка находятся в состоянии достаточно большого нервного напряжения.

Это тоже очень важный фактор. Это, безусловно, напряжение. Водитель испытывает в этот момент огромный стресс. Я знаю это, еще от моих знакомых, которые учились в автошколе и потом заканчивали ее и выезжали на дорогу. Или даже от некоторых из людей, которые обращались ко мне за помощью. Когда они приезжали на купленной машине, я видел, что человек находится в таком состоянии стресса, что с ним невозможно больше ни о чем говорить. Представьте, что человек в состоянии стресса видит, что водители вокруг создают для него неблагоприятную ситуацию, относятся к нему неуважительно. Человек чувствует себя путающимся у всех под ногами, чуждым объектом на дороге. Потом проходит время, этот человек научился хорошо ездить, но у него уже есть негативный опыт, и он бессознательно может начать мстить. Круг замыкается. Он начинает ездить агрессивно, с ним на дороге встречаются эти новые молодые водители. И колесо катится.

Может быть, существуют какие-то рекомендации, советы, которые помогли бы молодым водителям чувствовать себя комфортнее в эти первые месяцы вождения? Может, какая-то психологическая зарядка или мантра, которую можно прочитать перед тем, как сесть за руль, чтобы переключить внимание?

Я думаю, что важно говорить себе: "Я еду. У меня это получается. Я еду по правилам. У меня получается сделать этот сложный разворот". Я думаю, что важно сконцентрироваться на том, как я это делаю. И меньше смотреть на то, как это делают другие. Просто надо быть осторожным. В любом случае, это такая тревога, которая даже в какой-то степени нужна. Потому что она настолько сильно мобилизирует, что порой позволяет этому новичку видеть намного больше, чем видят опытные водители. На самом деле эта тревога охранная. Она помогает. Она возникает инстинктивно в ответ на то, что человек делает что-то совсем новое в опасных условиях. Все-таки дорога – это дело опасное.

То есть в таких ситуациях лучше как раз не успокаиваться?

Да, потому что это может снизить бдительность и внимание к себе, своему поведению и анализу ситуации.

Основная тема нашего сегодняшнего дня, которую мы обсуждаем, - это культура вождения, поведения на дороге. Я понимаю, что нет какого-то рецепта. И я понимаю, что и от Вас сейчас не получу ответа в форме "мы берем три капли того, две таблетки этого, все это смешиваем, выпиваем и получаем на выходе культурного водителя". Но все-таки, по Вашему мнению, что может способствовать росту культуры поведения на дорогах? С моей точки зрения как водителя, в сравнении с Европой, если ориентироваться все-таки на хорошее, у нас культура на дорогах существенно ниже. Что с этим делать?

Я думаю, что на самом деле проблема всегда в головах людей. Я где-то слышал фразу, что людей разделяет больше всего невежество. Это вопрос культуры и уважения к другому человеку. И прежде всего, вопрос уважения к самому себе. Когда меня подрезают, я понимаю, что этот человек мало того, что не уважает меня, он, прежде всего, не уважает себя. Здесь, я думаю, важно рассуждать о том, как повысить уважение к себе и другим людям.

И как?

О, это такой сложный вопрос! Потому что тут завязано очень много всего. Это и наша структура жизни, какие-то социальные факторы.

Знаете, есть простейший ответ на этот вопрос. Ответ, в общем-то, правильный. Давайте начинать с себя. Каждый должен начать с себя. Как начать с себя? Как себя дисциплинировать, если тебе приходится ездить в достаточно агрессивной среде, особенно в условиях мегаполиса, где большие потоки машин? Я понимаю, в деревне, в маленьком населенном пункте, наверное, проще: там хорошо, если за пятнадцать минут проедет одна машина. Как начинать с себя?

Как бы это ни было парадоксально, я ухожу от дороги. Потому что для того, чтобы не делать дорогу средством отражения своих негативных эмоций, надо начинать с собственной жизни. Ведь фактически, это своеобразный выброс, реагирование. В дорожной ситуации это своеобразная боксерская груша. Но это нужно делать в других местах. Человеку нужно хорошо отдыхать. Ему нужно заниматься какими-то активными видами деятельности, чтобы он мог сбрасывать эту энергию. Грубо говоря, ходить в спортзал и бить по боксерской груше. Или боулинг, общение с друзьями, спортивные игры, где кроме физической разрядки, есть еще и эмоциональный выброс. Тогда, соответственно, на дороге будет спокойнее.

Кроме этого важно осознать ценность собственной жизни. То, о чем, мне кажется, забывают многие люди. О том, что на самом деле они едут домой, и их там ждут, что они для кого-то важны и кому-то нужны. Соответственно, нужно улучшать отношения в семье и с близкими. Потому что, например, мужчина едет домой и знает, что если он позвонит и скажет: "Тут плохая дорожная ситуация. Я буду попозже", жена начнет подозревать его в измене. Конечно, он будет спешить, чтобы приехать минута в минуту. И он уже будет на взводе. Важно улучшить все дома, и тогда дорога станет просто безопасным средством перемещения, а не сферой жизни, как часто бывает. Потому что, к сожалению, я много раз слышал, когда человек в плохом настроении садился за руль и просто ездил по городу. Мне сложно представить, как он ездит после конфликта с кем-то.

Можно допустить, что не очень аккуратно.

Этого не должно быть. Я думаю, для этого, прежде всего, важно то, что мы сейчас делаем: предоставлять людям информацию о том, что дорога не средство вымещения эмоций, а что-то другое.

Кстати, по поводу "Вас ждут дома". Часто на трассах встречаются рекламные щиты Госавтоинспекции: "Водитель, не торопись, тебя ждут дома". Насколько это действенный инструмент? Работает ли он на сознание, подсознание участников движения?

Я думаю, что работает, но, опять же, только на определенную категорию людей. Только на ту, которую действительно, дома кто-то ждет. Того, кого дома никто не ждет, это может даже разозлить. В этом плане, я думаю, важно такую социальную рекламу, социальные призывы делать, рассчитывая, на то, чтобы они действовали на всех. Потому что если меня ждут дома, я уберу ногу с педали газа, особенно если дорога зимняя. А если дома скандал и из него выгнали, то он нажмет педаль до упора.

Есть еще один вопрос, связанный с социальной рекламой. Показывают иногда фильмы, социальную рекламу с ДТП, с разбитыми машинами, иногда с человеческими жертвами. Насколько это действенный инструмент для того, чтобы дисциплинировать водителя?

Это действенный инструмент. Это сродни тем рекламам, которые, помните, не так давно появились в Европе. На пачках сигарет стали печатать фотографии разрушенных никотином органов: легких, сосудов и прочего. Это действительно действует. Но все-таки не каждый на это смотрит. У этого есть другая сторона. Есть люди, очень тревожные по своему характеру, мнительные, которые легко волнуются, их легко вывести из равновесия. Для них эта реклама будет, наоборот, являться дополнительным фактором еще большего страха на дороге. А известно, что страх сковывает и парализует. Это явно не полезно в дорожных условиях. Видите, здесь есть свои плюсы и свои минусы. Одного рецепта, действенного для всех, к сожалению, нет. Надо делать всего понемногу.

В процессе нашего разговора, я вспомнил, что давно, 20-30 лет назад, еще во времена существования СССР, было распространено ставить на дорогах постаменты с сильно разбитыми и изувеченными машинами. В общем-то, это производило впечатление.

Те, кто водят, я сам тоже, могут по опыту сказать, что когда едешь и видишь какую-то аварию, первое время после места этого ДТП точно едешь аккуратнее. Как будто приходишь в себя. Особенно это касается длительных переездов, загородных трасс, когда все-таки монотонный пейзаж приводит в некоторое состояние транса, и все делаешь на автомате. И когда видишь ДТП, словно сразу приземляешься. Это действительно действует.

Еще одна психологическая проблема, с которой приходится сталкиваться, к сожалению, не так уж и редко. Если люди побывали в каком-то ДТП, даже незначительном, у некоторых после этого возникает страх вновь садиться за руль, выезжать на дорогу. Как с ним бороться?

В этом отношении у каждого своя история. Но в борьбе со страхом есть один рецепт: если есть страх, то в него нужно идти. Страх всегда вызывает выраженное избегающее поведение. Хочется избежать этой ситуации. Примеров масса. Помню, люди обращались ко мне за такой помощью. Те, кого сбивали, боялись переходить через пешеходные переходы и переходить дорогу. Те, кто попал в аварию, боялись даже сесть за руль. У них возникал панический страх. Но нужно идти в этот страх, исследовать и осваивать его. Но нужно делать это постепенно, градуировано. То есть не надо сразу садиться и ехать до Владивостока без остановок. Если страх настолько сильный, что не позволяет даже сесть в машину, нужно просто сначала походить вокруг нее, потом открыть дверь, потом сесть в нее. Надо растянуть это все на неопределенное время, пусть это займет месяц, два. А потом можно выезжать. Сначала, например, с каким-нибудь опытным водителем по двору, по площадке. Надо каким-то образом реабилитироваться и понять, что есть контроль. То есть практически пройти еще раз путь начинающего водителя. Только это будет даваться немного тяжелее, потому что уже есть негативный опыт.

Сергей, сегодня ситуация выглядит таким образом, что люди учатся в автошколах, естественно, изучают правила движения
, начальные технические узлы автомобиля, первую помощь. Там нет никаких психологов. Психологи не работают с курсантами. Это хорошо или плохо?

Это недостаток.

Существуют ли какие-то тесты, которые, позволяли бы, допустим, выявить потенциально агрессивного водителя, потенциально опасного участника движения, чтобы сделать на нем какой-то корректирующий акцент? И может ли хороший специалист провести эту корректировку?

Честно говоря, таких специализированных тестов я не встречал. Можно использовать прикладные тесты по исследованию личности. Их достаточно много. Они выявляют личностный стиль реагирования на определенную ситуацию. В общем-то, психолог или психотерапевт вполне может определить, возникнет проблема или нет. По поводу того, можно ли быстро что-то сделать с этим - я думаю, нет. Здесь есть два основных этапа. Первый этап – это образование, обучение. Человеку предоставляется информация о его стиле реагирования, его психологических защитах и информация о том, что в определенных ситуациях этот человек может вести себя ориентировочно определенным образом. Можно даже разобрать типичные ситуации. И когда человек обладает информацией, это его дело - как ей распорядится. Может, меньшая часть примет это во внимание, а большая - забудет. Но, по крайней мере, у них будет повод задуматься. Второй этап касается психологической проработки или психотерапии. Как правило, это достаточно длительный процесс. Психотерапии могут проходит индивидуально или в виде групп, тренингов. Но, конечно, это задача на более длительный срок. При этом очень важно желание человека что-то делать. Но сегодня у достаточно малого числа людей есть мотивация, пока они не столкнутся с проблемой. Но, мне кажется, образование точно было бы очень полезным.

Может, Вы знаете, как обстоят дела с этими вопросами в мировой практике? В частности, например, если в течение какого-то периода, года или двух, человека десять раз привлекали за нарушение скоростного режима, понятно, что это уже манера езды, не исключение, а постоянная практика. Возможно, имело бы смысл создавать какие-то группы таких водителей, с которыми работали бы психологи, которые помогали бы этим людям сберечь, в конце концов, собственную жизнь и жизнь окружающих? Потому что в большинстве случаев именно нарушение скоростного режима приводит к самым тяжелым ДТП.

Мне кажется, это было бы очень хорошо. Потому что одной административной ответственности оказывается недостаточно.

Сколько раз приходилось слышать, что проблемы с пострадавшим решались деньгами.

Для человека это не проблема, для него это не ценность. Поэтому я думаю, что это была бы полезная вещь. Но как психотерапевт, который имеет дело с людьми, я понимаю, что если, несмотря на административную ответственность и постоянные наказания, человек вновь и вновь это делает, то я думаю, что просто какая-то короткая работа с психотерапевтом, ему мало чем поможет. В таком случае можно предполагать, что есть определенные личностные черты, антисоциально направленные, при которых человек понимает, что нарушает, но он будет продолжать нарушать. Как быть в таких ситуациях, уже решает законодательство. Я очень поддерживаю жестокие наказания за нетрезвое вождение за рулем. Лишение, долгое лишение – это правильная мера, на мой взгляд. Потому что если человек вновь и вновь нарушает, то единственное, что точно действует на таких людей, - это очень серьезное наказание. Тогда человек начинает немного думать и понимать, что это не игры и не шутки.

Есть прецеденты в мировой практике, когда психологов, психотерапевтов используют при подготовке водителей, при консультировании групп риска?

Я не встречал такого. Если говорить о европейских странах, то там, мне кажется, очень важен психологический момент. Там очень большие штрафы. Там это ощутимо. Это первый момент. А второй – это то, что все-таки мы отличаемся от европейцев. Почему-то у европейцев внутри есть некоторые правила, которым они следуют. У русского человека, даже у белоруса внутреннее понимание свободы означает: "Что хочу, то ворочу". Ответственность и понимание, что может пострадать кто-то другой, почему-то сразу куда-то пропадают. Тогда, наверное, надо ужесточать внешние рамки.

То есть все равно по большому счету все зависит от социума, от его реакции на то или иное поведение водителя? Если, допустим, водители, которые ведут себя дисциплинированно и не усложняют жизнь окружающим, создадут какую-то обструкцию хамам на дорогах, это приведет к улучшению ситуации? Или все равно обструкция - это уже агрессия, а агрессия порождает агрессию, и мы все равно выходим на новый виток войны?

Да, потому что, как Вы говорите, обструкция, очень похожа пассивно агрессивное поведение людей. В общем-то, это та же агрессия. Получается такой своеобразный пинг-понг.

Что лучше: не реагировать, не обращать внимание? Ну, проехал хам, ну, бог с ним, пусть едет. Это лучший рецепт?

Да, потому что есть еще один момент. Если предполагать, что так называемые хамы, - это люди возбудимо-импульсивного типа или люди нарцистические, которым важно быть впереди, быть главным, как говорят в народе, королем дороги, то этих людей всегда возбуждает, когда на них обращают внимание и когда с ними начинают состязаться.

Они и провоцируют на это?

Это провокация, да. Поэтому в этом плане самый лучший вариант – пусть едет, а мы будем держаться подальше.

Это были советы от нашего сегодняшнего гостя психотерапевта, ассистента кафедры психотерапии БелМАПО Сергея Попова. Давайте помнить о том, что мы не одни на дороге. Давайте помнить о том, что культурное поведение любого водителя облегчает жизнь всем участникам дорожного движения. Мы все будем ездить по дорогам с гораздо большим удовольствием, получать положительные эмоции, что, в конце концов, довольно важно в нашем порой суровом мире. 
-40%
-18%
-40%
-23%
-20%
-10%
-50%
-10%
-44%
-30%
-50%