Дмитрий Верещагин,

28 октября в эфире TUT.BY технический тренер автоцентра "Атлант-М Боровая", официального дилера Ford в Республике Беларусь Александр Добрицкий.
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.



Начнем, пожалуй, с того, что уже привыкли делать большинство наших автолюбителей – с перехода на зимнюю резину. Не лишним, наверное, будет напомнить, что всесезонной резины не бывает?

Как бы маркетологи производителей таких шин не старались убедить нас в этом, но компромиссов не существует. Летняя смесь резины зимой будет твердой, как камень, что повлечет за собой полное отсутствие какой-либо управляемости автомобилем. Соответственно, зимняя резина летом будет крайне мягкой, быстро изнашиваться и также не будет держать дорогу.

Для популяризации перехода на зимнюю резину сделано уже немало. Госавтоинспекция в этом направлении также предприняла и предпринимает много усилий. Есть производители резины первого эшелона – это такие известные бренды, как Michelin, Good Year и другие – так называемая "большая шестерка". И есть производители "второго эшелона". Понятно, что качество производимой ими резины может отличаться между собой на порядок. Покупатель платит за бренд или также и за технические характеристики, которые ему очень пригодятся в процессе эксплуатации этой резины?

Покупатель платит как за бренд, так и за передовые технологии. Производители ежегодно тестируют новые резиновые смеси, новые геометрические параметры протектора тех же шин. Если клиент все это хочет получить здесь и сейчас, если он сторонник максимально безопасной езды и умеет использовать хотя бы наполовину возможности своего автомобиля, даже зимой, с оговоркой в рамках ПДД, то в этом случае стоит смотреть в сторону более дорогих, брендовых шин.

В чем же отличие у шин второго эшелона и среднего класса? В их производстве применяются передовые технологии, которые были разработаны несколько лет назад. Эти технологии имеют уже массовое производство, за счет чего они и дешевле. Также мы не платим за бренд. Говоря словами маркетологов, сначала в бренд вкладываются деньги, потом этот бренд приносит производителю прибыль. За шины среднего класса мы платим меньше, поскольку там и технологии несколько иные, и бренд не так именит.

Но на что это влияет с практической точки зрения? Тормозной путь на зимней резине будет короче, либо такая резина дольше прослужит?

Как уже неоднократно было доказано, "первый эшелон" тормозит и управляется лучше. Также лучше и более стабильным будут время и скорость выполнения маневров. Плюс ко всему и субъективные ощущения водителя будут иные.

Но для среднестатистического автолюбителя, который хочет, чтобы зимняя резина была мягкой для надежного торможения, но достаточно жесткой для того, чтобы проходить повороты (на вменяемых скоростях, в рамках тех же ПДД), то "средний эшелон" вполне подойдет.

Еще вопрос по поводу шин – стоит ли ждать морозов и первого снега? Ведь как происходит – только снег выпал и на шиномонтажных мастерских вырастают огромные очереди…

Зимняя резина вполне нормально и адекватно начинает работать и проявлять все свои зимние качества, как только среднесуточная температура (не максимальная и не минимальная) устанавливается на уровне +5 +7оС. Поэтому уже сегодня можно вполне спокойно, без очередей, приехать на автосервис и поменять шины. Не стоит ждать морозов, поскольку здесь есть несколько крайностей: либо народ бросается на шиномонтаж и стоит в очередях, переплачивая в некоторых случаях в разы, либо продолжая ездить на летней (всесезонной) резине попадает в неприятные ситуации, в лучшем случае уходя в занос, а в худшем – попадая в ДТП.

В той же Европе (в некоторых странах) необходимость перехода на зимнюю резину закреплена уже законодательно, по месяцам и данное правило работает при непосредственной привязке к погоде.

Следующий блок автомобиля – тормозная система. Тормоза важны всегда, но зимой особенно. На что здесь необходимо обратить внимание?

Следует провести профилактический осмотр на предмет величины оставшейся толщины колодок, дисков, тормозных барабанов. Также я порекомендовал бы и тормозной стенд – процедуру, при помощи которой, можно проверить эффективность тормозов, увидеть максимальные величины до блокировки колес, подклинивают ли колеса, равномерно ли работает левое и правое колесо. Под равномерностью подразумевается отсутствие заносов, а подклинивание – это расход топлива, или, в самом тяжелом случае, отклонение от курса при торможении. А при скользкой дороге вероятность этого возрастает многократно.

Перейдем к следующему, очень важному блоку – двигателю. И первое, о чем хотелось бы спросить – система охлаждения.

Технические жидкости, которые используются в двигателе – антифриз и моторное масло. Для антифриза самым главным является точка замерзания. После экстремально жаркого лета обещают не менее "крутую" зиму. Именно при экстремально низких температурах охлаждающая жидкость должна оставаться жидкой. То же самое касается и моторного масла.

Здесь актуальными будут визуальный осмотр системы, на предмет течи системы охлаждения двигателя, проверка уровня охлаждающей жидкости и моторного масла, а также проверка точки замерзания антифриза.

До сих пор идет спор между некоторыми автолюбителями по поводу того, что лучше – тосол или антифриз. Что вы порекомендуете в данной ситуации?

То, что предписано производителем. Например, алюминиевые сплавы, сплавы цветных металлов, а также некоторые элементы, изготовленные из резиновых смесей, не переносят тосол. В антифризе есть специальный пакет антикоррозионных присадок, предназначенных для работы именно с такими элементами. И если предписан тосол, то значит, необходимо использовать именно эту жидкость. А если нужен антифриз, значит использовать нужно именно его.

Также отмечу, что в общем случае, антифриз продается в виде концентрата, который необходимо разводить водой. Здесь есть отдельный момент – некоторые производители предписывают разводить его дистиллированной водой, а некоторые производители добавляют в концентрат специальную присадку, которая из обычной водопроводной воды делает ее пригодной для разбавления антифриза. Но во всех случаях никогда не стоит игнорировать указания к применению и действовать соответственно им.

Масло. Синтетика, полусинтетика… У любой позиции найдутся как сторонники, так и противники. Что вы посоветуете?

Если пробеги невелики и если водитель является сторонником сезонных плановых технических обслуживаний, то замену масла и осмотровые работы можно приурочить к подготовке автомобиля к зимнему сезону. По поводу замены масла – желательно следовать предписаниям завода-производителя. Довольно часто можно услышать: "У меня машина с большим пробегом, поэтому здесь нужна корректировка по вязкости". На самом деле это палка о двух концах. Для автомобиля, имеющего больший износ и, соответственно, большие зазоры в парах трения, требуется чуть более густое масло. С другой стороны, более густое масло по утрам будет более вязкое, что увеличит нагрузку на систему запуска и на автомобиль в принципе.

Все ли знают предписания завода-производителя? А если кто-то не знает и заинтересуется – где их можно достать? Ведь большинство эксплуатируемых машин имеют возраст около 10 лет или чуть больше и, соответственно, там уже нет никаких сервисных книг, а если и есть, то не факт, что там все записывалось.

Можно посетить официального дилера и заказать у него данную услугу. На некоторых сайтах производителей и дилеров существует специальные разделы и сервисы, в которых это указано. Некоторые производители, например, тот же Ford, открыли общий доступ для владельцев автомобилей своей марки на специальные сайты, где можно посмотреть регламент (причем – на русском языке!) на каждом из пробегов. Стоит только учитывать особенности рынка, к которому применяется тот или иной регламент ТО.

Не секрет, что существует предложение так называемых контрафактных заводских дисков, когда можно нелегально приобрести всю необходимую информацию завода-производителя.

Некоторые производители масел для привлечения клиентов легально собирают у производителей автомобилей необходимую информацию и выкладывают ее на своих сайтах.

Ну, и по большому счету – интернет вам в помощь!

Сегодня предлагается и продается огромное количество присадок, благодаря чему чуть ли не в каждое отверстие в автомобиле можно залить какую-то присадку. Есть ли смысл это делать и насколько это эффективно?

Многие производители автомобилей запрещают это делать по одной простой причине – присадки бывают разные. Во-первых, присадки выпускают множество производителей и что на самом деле залито во флакончик – неизвестно, как, например, неизвестно и то, до какой степени присадка будет сгущать или разжижать масло. Есть "любимые" присадки на зиму – для связывания воды в бензине. Также есть депрессорные присадки для дизельного топлива – чтобы оно не замерзало.

Необходимо быть очень осторожным с этим и также очень осторожно подходить к вопросу выбора места, где вы это приобретаете. Не секрет, что те же именитые производители нефтепродуктов производят и присадки для топлива. Но если вы все-таки уверены в том, что присадка оригинальная и у нее есть сертификат, подтверждающий ее происхождение, то ее можно применять.

Так же, если температура дизельного топлива будет ниже +5оС, то в этом случае депрессорная присадка для него не будет действовать и заливать присадку в гель (замерзшее дизтопливо) уже бесполезно. Важно об этом не забывать на случай крепких морозов.

Вы отметили, что надо покупать осторожно. Понятно, что есть более или менее надежные и известные магазины. Но есть и авторынок. Насколько велик риск приобрести на авторынке, мягко выражаясь, не совсем то, что написано на упаковке?

Ситуация здесь выглядит идентично ситуации при покупке вещей на рынке и естественно, что именитые бренды стараются подделывать для получения прибыли. В нашем случае это касается и запасных частей, и расходных материалов, и эксплуатационных жидкостей. Все, наверное, слышали, когда под видом антифриза приобреталась вода, разбавленная зеленкой или метиленовой синью. Известно, что антифризы имеют цветовую градацию из-за различий в химических составах, на чем нечистый на руку народ и наживается. Вода замерзает при температуре порядка 0оС, в результате чего мы получаем "кусок" льда внутри двигателя.

Следующий блок проблемы – кузов автомобиля. Не секрет, что когда наступают заморозки, люди начинают заливать в замки тормозную жидкость, чтобы те не замерзали, силикон – на резинку… Что полезно, а что вредно в подобных действиях? Существуют ли какие-то другие необходимые действия для кузова?

Необходимо иметь в виду, что тормозная жидкость при попадании на лакокрасочное покрытие через какой-то промежуток времени (совсем короткий) разъедает его, вплоть до металла. Поэтому неосторожное обращение с таким "подручным материалом", как тормозная жидкость в замке двери, очень опасно для лакокрасочного покрытия. Для этого существуют специальные составы. Также у каждого производителя автомобилей есть своя линейка аксессуаров, где есть оригинальная химия – зимняя жидкость-омыватель (концентраты, либо готовые растворы) и жидкость для размораживания замков.

Относительно силикона на резинке, отмечу, что как для кузова, так и для резинки силикон не опасен. Здесь очень важно, чтобы силикон был нанесен правильно - на сухую резинку.

Но если двери все-таки примерзли, то не стоит отрывать дверную ручку, пытаясь открыть дверь. В каждом автомобиле дверь имеет небольшой ход вовнутрь салона за счет имеющихся уплотнителей. И в случае примерзания двери можно небольшим усилием надавить на дверь по контуру внутрь салона, пытаясь таким образом сдвинуть резинку с места. Это может значительно облегчить процедуру открывания только в том случае, если не примерз непосредственно сам замок.

Следующая ситуация – когда автолюбители скребками очищают от снега стекла и саму машину. Насколько безопасные эти действия и как правильно их надо выполнять, чтобы не повредить автомобиль?

В целях экономии, в магазине хозтоваров для этих целей можно приобрести обычную щетку. Можно приобрести и специальную, автомобильную, которая будет дороже. Но здесь есть один технический момент – кончики ворсинок в правильной автомобильной щетке должны быть распушены, за счет чего отсутствует абразивное воздействие на ЛКП при сметании снега с кузова.

Когда же мы говорим про очистку стекол ото льда, то, лучше всего использовать либо обогрев стекол, включить печку и оттаивать их таким образом. Этот вариант будет предпочтительнее, поскольку чистка льда механическим способом через две-три зимы приведет к тому, что все стекло будет покрыто мелкими царапинами.

Еще одна проблема – борьба с реагентами. Автолюбители между собой говорят, что зимой машину либо не стоит мыть совсем, либо ее надо мыть каждый день. Что и как правильно? В случае гаражного хранения - нужно ли перед тем, как поставить автомобиль в гараж, помыть его?

Автомобилю нужна регулярная мойка, особенно зимой, когда дорожные службы в больших количествах вывозят на дороги реагенты для того, чтобы дорога была более-менее чистой.

Очень важный момент хорошо просушить автомобиль после мойки, поскольку вода, оставшаяся в тех же дверных проемах, наутро превратится в лед и двери просто-напросто примерзнут. Также это может случиться и с багажником, и с лючком бензобака. В данном случае настоятельно рекомендую вытирать машину насухо и продувать мелкие элементы, во избежание последующих проблем, сразу после мойки авто.

Насколько я знаю, то некоторые продвинутые мойки предлагают такую услугу. По стоимости она недорогая по отношению к самой мойке, но это реальная польза для вас, для автомобиля.

Еще один блок – электрика. Как проверить правильно аккумулятор перед зимой? Нужно ли менять свечи? Какими будут ваши рекомендации?

Как и в ситуации с системой охлаждения, здесь необходимо провести профилактический осмотр аккумулятора и проверить степень его зарядки. Если аккумулятор позволяет добраться до пробок, то в этом случае можно проверить уровень и плотность электролита. Если аккумулятор не позволяет этого сделать - существуют специальные приборы – электронные тестеры аккумулятора, которые имитируют нагрузочный цикл и затем выдают готовый результат в виде текстового сообщения.

Как вы отметили, зима предстоит суровая. Как только у нас наступает такая зима, каждое утро можно наблюдать картину – люди пытаются завести автомобиль, для чего очень долго крутят и держат стартер и, в итоге, начинают тягать друг друга на тросах. Можно ли тягать машину на тросе? Какие бы вы дали рекомендации по этому поводу?

В общем случае, делать это крайне нежелательно, а в некоторых автомобилях сделать это невозможно, если в автомобиле коробка-автомат. При механической коробке, в принципе, можно попытаться. Чем это опасно? Автомобиль сможет завестись и все будет хорошо. Но это как игра в лотерею – повезет/не повезет – в прямом и переносном смысле. Может проскочить, как значительно, так и незначительно (в зависимости от тяжести ситуации) ремень ГРМ. Когда масло достаточно вязкое, существует большое сопротивление проворачивания двигателя, усилие от колес передается уверенно, но двигатель вращаться не хочет. И в этот момент коленвал относительно распредвала "убегает", что и чревато очень и очень серьезными последствиями. В результате, может выйти из строя двигатель, стоимость которого может начинаться от 3 миллионов рублей.

По поводу запуска есть несколько рекомендаций. Когда утро экстремальное, например, -28оС, то имеет смысл кратковременно (ограниченно, до 3-5 секунд!) включить дальний свет. Большое потребление тока дальним светом "встряхнет" аккумулятор, после чего, тут же необходимо произвести попытку запуска. Это облегчит как и сам запуск, так и продлит жизнь аккумулятору.

Хорошо, все проделали, повернули ключ… А он все равно не заводится?

Здесь, в зависимости от конструкции автомобиля, можно дать несколько рекомендаций. Если вы субъективно чувствуете, что вращаете двигатель уже больше, чем обычно, то не стоит насиловать двигатель, и садить аккумулятор, а обождать 15-20 секунд, пока восстановится аккумулятор и осядет топливо попавшее в цилиндры, и повторить попытку. В автомобилях Ford, например, полное нажатие педали газа отключает работу форсунок (бензиновых, дизельных), 3-4 оборота коленвала "продувает" цилиндры, облегчает и повышает шанс на последующие попытки для запуска.
 
TUT.BY – смотри, слушай, читай…

{banner_819}{banner_825}
-15%
-30%
-30%
-10%
-10%
-10%