Татьяна Козлова,

Долгий процесс пересечения транспортными средствами государственных границ ежегодно обходится экономикам различных стран мира в миллиарды долларов: эти потери в первую очередь связаны с простаиванием автомобилей в очередях, задержкой доставки товаров до получателей, блокированием движения грузов.

"Сокращение времени ожидания на границе любыми доступными средствами, особенно с применением современных информационных технологий, — одна из первостепенных задач", — пояснил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк.

Сегодня на белорусских пунктах пропуска, в зависимости от их размеров и пропускной способности, на выполнение таможенных формальностей перевозчик тратит в среднем около 3 часов. Это время можно сократить до получаса, если обеспечить возможность предварительного информирования, считает зампредседателя ГТК. Таможенная служба Беларуси к этому технически готова: еще два года назад эксперты Всемирной таможенной организации сделали заключение о том, что имеющиеся в распоряжении нашей страны технологии позволяют наладить полноценный информационный обмен с Европейским союзом. Коллеги из сопредельных стран ЕС (Литвы, Латвии, Польши) подтвердили свою заинтересованность в таком сотрудничестве, однако Еврокомиссия пока не одобрила этот процесс. Впрочем, по мнению специалистов, в ближайшее время должны произойти кардинальные изменения в решении вопроса: это связано с тем, что с 1 января 2011 года ЕС в одностороннем порядке вводит обязательное предварительное информирование. "Но если не удастся договориться с таможенными службами, значит, будем работать непосредственно с бизнесом", — уверяет Сергей Борисюк. Например, по данным на сентябрь, в районе пункта пропуска "Козловичи" около 30 % грузов, перемещаемых через белорусско-польскую границу, следовало по предварительной информации. Такая схема особенно привлекательна для перевозчиков, которые формируют сборные партии грузов (как правило, от 100 до 300 наименований): удельный вес таких грузов в последнее время динамично растет.

Другое направление – сокращение времени, отводимого на контрольные операции. В августе этого года белорусские таможенники провели замеры и выяснили, что время нахождения грузов в пунктах пропуска с момента вступления в силу законодательства Таможенного союза увеличилось: на белорусско-польской границе – на 22—40 минут, на белорусско-литовской – до 30 минут. В основном это связано с добавлением еще одного вида контроля — санитарно-эпидемиологического. Кроме того, причиной нередко являются несогласованные действия между сотрудниками различных контрольных служб. По информации Сергея Борисюка, сегодня уже создана межведомственная рабочая группа с участием представителей всех ведомств, действующих в пунктах пропуска. Перед этой структурой поставлена задача проводить ежемесячный мониторинг и оперативно разрешать возникающие вопросы.

Более того, может быть сокращено и количество самих контрольных органов в пунктах пропуска. Многие операции дублируются, и не один раз, что явно не способствует ускоренному пересечению границы. Например, паспортные данные водителя фиксируют сотрудники пограничной, таможенной, транспортной служб… Такая же ситуация складывается и в отношении товаров. "Вопрос о возложении функций по ветеринарному, фитосанитарному и автомобильному контролю на должностных лиц таможни рассматривался неоднократно, но его решение приостановлено на неопределенное время", — сообщил Сергей Борисюк. Не исключено, что работа по сокращению контрольных органов будет вестись централизованно в рамках всего Таможенного союза. Во всяком случае, в России и Казахстане этот вопрос на законодательном уровне уже решен. "Если у нас одна граница на троих, видимо, координацией работы по сокращению контрольных органов должна заняться комиссия ТС, — считает зампредседателя ГТК Беларуси. – В том числе разработать соответствующий проект нормативно-правового акта".

Упорядочению ситуации на границе будет способствовать и сокращение срока, в течение которого грузоперевозчик может находиться на территории пункта пропуска на безвозмездной основе, уверены в ГТК. Дело в том, что нередко перевозчик не имеет на руках полного комплекта документов, и в этом случае он либо перемещается под сопровождением, либо остается в пункте пропуска до получения необходимых бумаг. "Перечень документов и в Таможенном кодексе прописан, и в постановлениях правительства и ГТК, и в совместных инструкциях. Непонятно, что еще можно сделать?! Значит, будем бороться рублем", — делает заключение Сергей Борисюк. В ближайшее время ГТК планирует обратиться в правительство с инициативой закрепить необходимость оплаты времени нахождения в пункте пропуска, если все мероприятия не завершены в течение 3 часов. Более того, перевозчики нередко остаются в пункте пропуска после прохождения всех формальностей, используя его территорию в качестве бесплатной охраняемой автостоянки. Польский опыт, в частности, показывает, что введение платы за такое неоправданное простаивание на границе резко сокращает время прохождения таможенно-пограничных формальностей.
 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-25%
-10%
-21%
-27%
-30%
-30%
-50%