Поддержать TUT.BY
65 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  2. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  3. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  4. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  5. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  6. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  7. Умер Ларри Кинг
  8. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  9. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  10. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  11. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января
  12. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  13. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  14. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  15. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  16. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  17. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  18. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  19. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  20. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  21. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  22. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  23. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  24. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  25. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  26. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  27. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  28. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  29. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  30. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники


Дмитрий Заяц,

Автодилеры начали отсчитывать 9 месяцев до наступления изменений в рамках Таможенного союза. Родиться во второй раз участники белорусского авторынка рассчитывают 1 июля 2011 года, когда должны измениться условия импорта в страну автомобилей. Ускорить процесс возвращения автодилеров к нормальной жизни может и указ президента.

Продаем машины, зарабатываем на сервисе

Денежный поток, который генерируют сегодня белорусские автодилеры, напоминает небольшой ручеек, существующий в аномальных условиях. Ручеек этот — доход дилеров от сервисного обслуживания автомобилей. Основной же вид деятельности — продажа автомобилей — денег не приносит.

"На машинах юридические лица практически ничего не зарабатывают, — говорит председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.Это не тот вид бизнеса, который позволяет сегодня зарабатывать. В настоящее время сервис и сопряженные с ним услуги являются основным источником доходов белорусского автобизнеса".

По прогнозам автодилеров, в новом году ситуация на автомобильном рынке Беларуси может развиваться по двум основным сценариям — оптимистическому и пессимистическому. Первый сценарий, по прогнозам аналитиков, возможен в случае пересмотра таможенных пошлин для физических лиц.

"Если в соответствии с положением о Таможенном союзе пошлины для физических и юридических лиц будут выровнены с 1 июля 2011 года, мы рассчитываем на рост рынка новых автомобилей Беларуси до 12-15 тыс. в будущем году", — говорит бренд-менеджер автомобильного холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров.

В то же время по пессимистическому сценарию, если пошлины для физлиц не поднимутся до уровня юрлиц, продажи новых автомобилей останутся на уровне 2010 года.

"За январь-август в Беларусь было ввезено только 7 тыс. новых автомобилей, — констатирует Илья Прохоров. — По году мы ожидаем, что рынок новых легковых автомобилей составит около 10 тыс. единиц. Для сравнения: в 2008 году рынок новых легковых авто составил 25 тыс., в 2009 году — 17 тыс. автомобилей".

Таким образом, емкость белорусского рынка новых автомобилей в этом году находится на самой низкой отметке за указанный период. "И если пошлины для юридических и физических лиц в будущем году выравнены не будут, то продолжится стагнация рынка", — убежден Сергей Михневич.

Проект указа готов, ждем-с подписания

Рост автомобильного рынка Беларуси возможен в будущем году и в том случае, если будет подписан указ президента, касающийся налогообложения автодилеров в рамках системы trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой).

Дело в том, что нынешняя законодательная база Беларуси препятствует широкому распространению системы trade-in. По белорусскому законодательству, автодилеры, приобретая автомобили у физического лица, при формировании отпускной цены для последующей перепродажи вынуждены учитывать НДС, который уплачивается ими со всей стоимости автомобиля.

Это приводит к тому, что автодилеры не могут выставить на рынок "бэушные" автомобили по конкурентоспособной цене, что затрудняет внедрение всей системы trade-in.

Белорусские автодилеры выступают за то, чтобы НДС при перепродаже автомобиля уплачивался только с добавочной стоимости. Иными словами, автодилер приобрел автомобиль, произвел наценку и с этой наценки уплатил НДС.

В России по такой схеме уплаты НДС автодилеры уже работают. В Беларуси пока по этому вопросу подготовлен лишь проект указа президента, сроки подписания которого, как водится, не известны.

"На межведомственной рабочей группе при Минторге проблема по НДС была зафиксирована, и мы получили понимание со стороны органов госуправления. Проект указа президента по этому вопросу уже подготовлен и надеемся, что будет подписан", — подчеркнул в интервью Naviny.By Сергей Михневич.

По оценкам автодилеров, внедрение системы trade-in заметно оживит ситуацию на авторынке, так как есть немало автомобилистов, желающих обменять старый автомобиль на новый.

"В стране зарегистрировано около 2,5 млн легковых автомобилей. Статистика показывает, что автомобиль люди меняют примерно каждые пять лет. Соответственно, ежегодно происходит около 500 тыс. сделок купли-продажи транспортных средств, но все они проходят на уровне физлиц ввиду неразвитости системы trade-in", — отмечает Сергей Михневич.

По расчетам Белорусской автомобильной ассоциации, бюджет страны из-за этого ежегодно недополучает кругленькую сумму. "Ежегодно около 10 млн долларов, если взять только НДС, бюджет страны теряет из-за того, что машины продаются из рук в руки, минуя юридическое лицо и расчетный счет", — подчеркивает Сергей Михневич.

Интересы потребителей останутся в стороне?

По оценкам белорусских автодилеров, около 30% клиентов хотели бы обменять ранее приобретенную машину на новую. Соответственно, внедрение системы trade-in повысит спрос на новые легковые автомобили. Потребитель, понятное дело, выиграет: захотел обновить машину — получи.

Однако, учитывая логику, которая бытует в кабинетах чиновников, на систему trade-in могут посмотреть не только с точки зрения потребителя.

Ситуация прошлого года, когда участникам авторынка запрещали покупать на бирже валюту, показывает, что на автодилеров у нас иногда смотрят исключительно как на импортеров со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, повышение спроса на новые автомобили (после внедрения системы trade-in) может быть воспринято как нежелательное следствие.

"Белорусские автодилеры не только ввозят в страну автомобили и запчасти, но и формируют при этом высокую добавленную стоимость, которая остается в стране, — объясняет Сергей Михневич. — При ввозе новых автомобилей этот показатель составляет не менее 50%: таможенные пошлины (30%), платежи по налогу на добавленную стоимость (20%), страховые платежи. Таким образом, импортная составляющая в случае с ввозом автомобилей составляет не более 50%".

В случае с импортом автозапчастей, добавляет Михневич, импортная составляющая еще ниже.

"Когда ввозятся запасные части на 100 долларов, создается добавленная стоимость еще на 100 долларов (НДС, таможенная пошлина и иные платежи в бюджет). Плюс к этому еще на 100 долларов услуг создают автодилеры при установке этих автозапчастей. Соответственно, импортная составляющая по автозапчастям составляет только около 30%", — подчеркивает Сергей Михневич.

Таким образом, рассуждения о том, что автодилеры являются чистыми импортерами, председатель Белорусской автомобильной ассоциации считает несостоятельными. "Когда у нас открываются предприятия с импортной составляющей 90-95%, на это почему-то никто не смотрит", — недоумевает председатель Белорусской автомобильной ассоциации. 

-15%
-25%
-30%
-20%
-50%
-35%
-20%
-50%
-10%