Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  2. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  3. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  4. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  5. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  6. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  7. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  8. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  9. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  10. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  11. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  12. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  13. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  14. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  15. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  16. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  17. «Хочу домой, кофе, лосося и котов пообнимать». После 15 суток вышли те, кого задержали 27 марта
  18. В 5 месяцев Соню парализовало, в 18 — она чемпионка, модель и едет от Беларуси на конкурс красоты
  19. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  20. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  21. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  22. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  23. «Мифы о БЧБ». Минчанам пришли очень странные платежки за март
  24. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  25. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  26. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  27. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  28. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  29. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  30. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны


Алексей Вайткун,

Обсуждаем указ о видеофиксации нарушений на дороге и поправки, которые в Правила дорожного движения предложили внести представители республиканского МВД. Проект нового указа об изменениях в ПДД был рассмотрен на самом высоком уровне, но отправлен президентом на доработку. Александр Лукашенко высказал сомнения в целесообразности ряда предлагаемых изменений.

Какие изменения были предложены и чего ожидать в случае принятия данных поправок в будущем? Эксперт часа - Александр Стариченко, руководитель интернет-портала www.stop-gai.by.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Вы являетесь руководителем портала www.stop-gai.by, и по долгу службы вы должны быть в курсе всех автоновостей. Я правильно понимаю?

Я бы не назвал себя руководителем. Два года назад я создал этот сайт и теперь пытаюсь учить автомобильной грамоте обычных автолюбителей. Конечно же, я стараюсь быть в курсе автоновостей. Также я слежу и за изменениями в законодательстве в сфере правил дорожного движения.

Внесение поправок в Правила дорожного движения и Закон о видеофиксации - в самом ли деле эти две новости так значимы для автомобилистов?

Начну, пожалуй, со второй новости - Закона о видеофиксации. Указ президента уже подписан, и с 9 октября 2010 года он вступает в силу. Так что можно с уверенностью сказать, что это уже свершившийся факт. Понятное дело, что сотрудники МВД и та же автоинспекция будут утверждать, что указ создан в целях недопущения избегания людьми наказания и чтобы был наказан каждый виновный. Но я считаю, что этот указ преждевременный, о чем свидетельствует последний пункт данного указа - "Привести в соответствие с законодательством Республики Беларусь и в соответствие с указом в трехмесячный срок". Получается, что два месяца указ не будет соответствовать законодательству? И получается, что всех это устраивает.

По вопросу поправок в ПДД у нас было поручение, и уже очень давно. Даже Юрий Литвин, тогда еще начальник ГАИ Республики Беларусь, предлагал всем желающим автолюбителям, которым небезразлична данная тема, вносить свои предложения.

Но вносить предложения - это одно, а МВД так и не соизволило озвучить, какие именно поправки они хотят внести в Правила дорожного движения. Об этом же никто не знает. Вы видели проект приказа? Я, например, его не видел. Получается, что вопросы, которыми интересуются автомобилисты, почему-то обсуждаются за их спиной. А потом их просто ставят перед фактом.

Я не считаю, что это правильно.

Почему, по вашему мнению, проект указа был отправлен на доработку?

Я не знаю, так как я не видел ни самого указа, ни обоснований для его принятия. И могу уверенно сказать, что даже не представляю, в какой форме это было преподнесено главе государства.

И получается, что из автомобилистов также никто ничего не знает?

Может, кто-то и знает, но лично я - нет. По телевидению же было видно, кто там был - А. Лукашенко, А. Кулешов, Л. Фармагей и Ю. Литвин. Всё, больше там никого не было.

Логически рассуждаем: если указ был отправлен на доработку, значит, через какое-то время его снова представят.

Ну и прекрасно. И точно так же за спиной и доработают.

И вы не можете даже представить, чего ожидать в случае принятия данных поправок?

Вы представляли себе что-либо про видеофиксацию?

Не совсем…

У меня такая же проблема. Мы ознакомились с ним четыре дня спустя после того, как он был подписан (3 сентября 2010 года) и опубликован (7 или 8 сентября 2010 года).

Скажите, что изменится для автомобилистов при вступлении в силу данного указа?

Давайте лучше пройдемся по всему указу, так будет проще. Значит, сам указ называется "О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств". Под специальными технически средствами подразумеваются средства, позволяющие вести аудио- и видеозапись.

Практически у каждого сегодня есть мобильный телефон, который позволяет вести фото-, аудио- и видеозапись в автоматическом режиме. Получается, что мобильный телефон также является специальным техническим средством. И получается, что любой инспектор ГАИ, снявший то или иное нарушение на камеру мобильного телефона (желательно, выпустив его из рук - чтобы не было ручного вмешательства - и поставив его, например, на приборную панель) имеет право выслать постановление.

Где указано про специальные технические средства? Мобильный телефон или те же камеры слежения (не фиксации!) на трассах. Они являются специальными? Конечно.

С минимальными штрафами я согласен. Но вопрос в следующем - как они будут отслеживаться.

В указе мне понравился один момент: "Если собственник транспортного средства не согласен с нарушением, он обязан подать заявление или (!) доказательство своей невиновности, что влечет за собой отмену постановления".

Допустим, мне пришло письмо-постановление. В ответ я пишу: "Начальнику оГАИ Ленинского РОВД г.Минска майору милиции Жихрову Юрию Петровичу: "Прошу в отношении меня прекратить административный процесс в связи с тем, что я не согласен". И это заявление, безусловно, влечет за собой отмену постановления. Я считаю, что это неправильно - как-то здесь не срастается…
Еще мне понравился пункт про иностранцев. Вы собирали в детстве марки?

Конечно.

Каждый в детстве что-то собирал. А вот наша чудная Госавтоинспекция решила собирать иностранные водительские удостоверения. Сейчас объясню, как.

Если иностранный гражданин (или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории Республики Беларусь) нарушил скоростной режим, то у него изымается водительское удостоверение, а вместо него выдается временное разрешение. Таким образом, Госавтоинспекция лишает иностранного водителя права управления транспортным средством за пределами Республики Беларусь. Я просто уверен, что наше временное разрешение там никому не надо. Идем дальше. Существует Конвенция о взаимном признании правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, состоящая из шести пунктов. Данная Конвенция была подписана между странами СНГ. Пункты данного документа включают в себя следующее: 1. Совершение ДТП; 2. Оставление места ДТП; 3. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 4. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 5. Игнорирование остановки по требованию сотрудника милиции или полиции. Шестой пункт также связан то ли с ДТП, то ли с алкогольным опьянением. Но ни слова о скорости там нет.

Получается, что это нарушение уже изначально не будет признаваться в той стране, где живет иностранный гражданин.

Подразумевает ли этот указ новые правила для водителей? Например, никому не передавать руль управления автотранспортом, а перед продажей автомобиля в обязательном порядке снять его с учета?

На мой взгляд, это порочная практика, когда выдавались доверенности и когда авто продавалось неизвестно кому. Государство пошло навстречу автолюбителям-собственникам. Уже не нужно никаких счетов-справок. Приехал в ГАИ, заключил договор купли-продажи - и всё. Что еще может быть проще? И все равно кому-то же что-то надо… Один переживает, что у него вторая машина, что при продаже будут налоги или что-то еще…

Ребята! Задумайтесь! Может, проще все-таки продать, чтобы спокойно жить? Ведь есть же жуткие "висяки", когда машины по пятнадцать лет "продавались" по доверенности и поменяли уже больше десяти владельцев. Спроси у того, кто записан в техпаспорте, как собственника, где его машина. Он же концов не найдет. И в любом случае ответственность за эту машину будет нести именно собственник, значащийся в техпаспорте.

Даже если сегодня это уже не его машина?

Ну а что делать? Зато начнут думать. Что в свое время мешало им продать машину по-человечески? Нехватка времени? Или все-таки отсутствие желания?

Как водитель, автомобилем которого воспользовалось третье лицо, сможет доказать, что нарушитель не он?

Ничего не надо доказывать. Достаточно написать заявление, которое повлечет за собой безусловную отмену постановления. Потом процесс уже идет в соответствии с нормами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь. А то, что в указе четко сказано, что инспектор ГАИ не обязан доказывать вину собственника, нарушителя скоростного режима… Ее и не надо доказывать - достаточно установить личность. В соответствии с нынешним Административным кодексом, человек несет ответственность за свои деяния, которые он совершал. И никак иначе.

Наверняка на вашем сайте огромное количество посетителей-автолюбителей. Часто ли водители, остановленные за превышение скорости, выражают несогласие с действиями сотрудников ГАИ? И как такие вопросы разрешаются?

Вопрос не совсем корректный.

Я понимаю, что этот вопрос больше для сотрудника ГАИ. Но как такие спорные вопросы разрешаются, если водитель не согласен? И как надо, и как пытаются разрешить…

Пытаются хамить, пытаются наезжать на инспекторов ГАИ. А зачем? В чем смысл-то? Единственное, что в административное законодательство были внесены поправки - если водитель признает свое  нарушение, то доказывать его вину уже не требуется. Более того, в случае несогласия с вынесенным постановлением и с размером наказания в жалобе нельзя аргументировать сам факт совершенного правонарушения, потому что водитель уже согласен. Поэтому совет никогда не соглашаться с правонарушением также будет неправильным, потому что в некоторых ситуациях проще согласиться и забыть.

Поймите правильно, что начать жаловаться просто. Но намного сложнее потом дойти до конца. Я знаю очень мало людей, которые, не согласившись с мнением и наказанием простого гаишника на дороге, дошли до Верховного суда или генерального прокурора. Если человек желает, то он попытается решить проблему, а не начнет искать пути оправдания и причины, почему он не хочет это делать.

Как бы там ни было, но ведь наверняка пойдут жалобы на некачественные радары?

Они и сейчас есть. Давеча кино снимали про "Искру-1". Например, у меня Audi. И если поставить климатрон на полную мощность, чтобы в салон поступал максимальный поток воздуха, радар показывает 73 км/ч. У Константина Глушакова, у которого Mazda-6 с тонировкой, радар показал 78 км/ч.

Один и тот же радар?

Да. Еще случай, с магнитолой. Нахожусь на главпункте. И когда я, не включая зажигание, просто включил магнитолу, радар, просто направленный на магнитолу, показал 143 км/ч. Следующий пример - обычные ключи от Audi, не более того. Радар, направленный на них, показал 72 км/ч.
Но в таких случаях, даже если ты и будешь пытаться обжаловать действия радара, то ответ будет однозначным: "Извините, уважаемый г-н Иванов, радар прошел соответствующую проверку, которая действительна до такого-то числа, внесен в реестр БелГИМа и соответствует нормам законодательства".

Все эти фильмы с радарами снимались совместно с сотрудниками милиции. Сами сотрудники милиции такой радар в жизни не дадут и вообще не пойдут на это. Ведь в этом случае им придется признать, что те радары, которыми они пользуются, почему-то несколько неправильно показывают.

Именно поэтому и надо вводить видеофиксацию, причем однозначно. И при этом чтобы в кадре была одна машина, а не семь, и была привязка к местности.

А на это оборудование видеофиксации ведь тоже могут быть жалобы?

Не знаю. Я ведь даже постановления не видел. Хотя теоретически и написано, что там должно быть. Ну превысил скорость, и что? У меня трое ключей от авто, а документы в бардачке. Ну не ношу я их с собой. Жена вот собралась и поехала. И что? Мне за ней бежать что ли?

Например, в той же Австрии делают фотографию владельца. Приходит человек, якобы нарушивший ПДД, ему показывают фото, он смотрит, а на фото вместо его лица физиономия какой-то незнакомой бабульки. Собрался и пошел в полицейский участок, мол, ерунда какая-то. Те посмотрят, согласятся и предпримут соответствующие действия. Там все-таки смотрят на лицо, причем соседнее сиденье заретушировано, чтобы не было никаких недоразумений - ведь мало ли кто, куда и с кем ехал.

У нас же все иначе. Что такое номер? А какое качество номера? Не помешало бы и судьям поменять свое отношение. В пример могу привести слова одного судьи: "Я не буду выносить постановление, потому что на нас ГАИ ругается, когда мы отменяем их постановление без присутствия их представителя". И это независимая судебная власть?

То есть спорных вопросов очень много?

Хотелось бы вернуться к разговору об иностранном водительском удостоверении. А зачем оно изымалось? Можно ведь было сделать так, как делает, например, Евросоюз - если у тебя есть штрафы, значит, ты не получишь визу.

Во Франции, если у иностранца изымают водительское удостоверение, то это уже будут его проблемы, как он будет передвигаться по Франции, но водительское удостоверение он получит, как только покинет территорию Франции.

Удостоверение возвращают?

Да, конечно. А зачем оно им? И что нашим мешает поступить так же? Беларусь практически со всеми имеет визовый режим, и границы есть. Если есть штраф - отказать во въезде в страну. В чем проблемы?

Будете как-то обсуждать или, возможно, уже обсуждаете на своем сайте эти указы?

На сайте есть такие темы, на форумах.

И что пишут?

У нас как-то не сильно спорят. Люди больше интересуются законодательством. А если кто-то пытается привести доводы, то обязательно со ссылкой на законодательство, а не голословно.

Пишут также, что все еще очень сырое и на сегодня все это еще реально обойти. Посмотрим, изменения-то все равно какие-то будут же.

Расскажите про свой сайт. Кому он может помочь, если такая помощь понадобится?

Сайт был создан в день моего рождения, 9 июня 2008 года. Денис Глебко, он же "Saturn", его зарегистрировал. Все изначально было в зоне BY, и в основном сайт рассчитан на белорусских автолюбителей.

На тот момент у нас вообще ничего подобного не было. На сайте рассматриваются конкретные ситуации, есть разделы с полезной информацией, где собраны образцы заявлений, ходатайств, жалоб, различные примеры. Также есть раздел дорожного законодательства (ГОСТы, правила, конвенции). Есть раздел и по зарубежным странам - приграничье, та же Россия, страны Прибалтики. То есть где какую информацию смог найти, то и выкладывал.

И если у меня есть какая-то спорная ситуация, я могу зайти на ваш сайт, зарегистрироваться и, в принципе, получить консультацию у специалиста?

Да.

Не ожидаете, что с введением нового указа появится много различных вопросов?

Все было разъяснено о том, как обойти указ по скорости, в первый же день. И точно так же была написана статья в "Автобизнесе". Все развивается вполне динамично. Особенно правила дорожного движения. Здесь надо быть готовым ко всему.

TUT.BY – смотри, слушай, читай и… не нарушай ПДД!
-20%
-20%
-51%
-5%
-15%
-50%
-30%
-10%
-20%
-20%
-20%