Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  2. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  3. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  4. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  5. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  6. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  7. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  8. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  9. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  10. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  11. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  12. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  13. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  14. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  15. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  16. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  17. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  18. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  19. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  20. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  21. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  22. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  23. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  24. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  25. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  26. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  27. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  28. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  29. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  30. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде


Андрей КОЖЕМЯКИН,

Автодилеры намерены обратиться к правительству с предложением разрешить продажу иномарок в рамках свободной таможенной зоны (склада). По их мнению, эта мера позволит смягчить удар по автомобильному бизнесу в результате работы в условиях Таможенного союза.

Неразбериха вокруг пошлин на импортные иномарки, ввозимые физлицами на территорию Таможенного союза, продолжалась на протяжении первых месяцев этого года и начала рассеиваться только в последние дни июня. По информации председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, для граждан Беларуси льготный режим ввоза автомобилей на территорию страны сохранится до 1 июля 2011 года. "Так утверждают наши источники", - подчеркнул эксперт.

По информации других источников, льготный режим ввоза будет сохранен до 2012 года. Но в любом случае пошлины для физлиц так и не уравняли с пошлинами для юрлиц, как того хотели автодилеры. Теперь, как минимум, еще на протяжении года им придется работать в невыгодных условиях.

Промежуточные итоги этой работы подтверждают опасения по поводу стремительного падения рынка. По данным Белстата, в январе-апреле импорт легковых автомобилей в Беларусь вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1% и составил почти 68 тысяч иномарок. Большая часть автомобилей была ввезена физлицами. Покупка авто за границей в связи с разницей в размерах пошлин для физлиц и юрлиц (на некоторые авто пошлины выросли почти в 10 раз) обходится дешевле, чем у дилеров внутри страны.

Поэтому неудивительно, что продажи иномарок автодилерами внутри страны за 4 месяца сократились в несколько раз и составили, по некоторым данным, всего около 1600 штук. Больше всего падение продаж коснулось автомобилей премиум-класса.

Это отразилось и на доходной части бюджета Беларуси. По информации БАА, ежемесячно бюджет недополучает почти 5 млн долларов. Если в январе-апреле 2009 года ежемесячные поступления в бюджет от продажи иномарок составляли почти 9 млн долларов, то в 2010 году они сократились до 3,9 млн долларов. Около 5 млн долларов ежемесячно оседают в бюджетах соседних стран и семейных бюджетах физлиц.

"Но это потери только от деятельности автомобильного бизнеса. Нужно учитывать еще и потери сопутствующего бизнеса - автострахование, банковское кредитование. Например, банки, по нашей информации, испытывают избыточную ликвидность. На рынке автокредитования появляются интересные предложения в белорусских рублях и со ставками ниже 20%. Если бы не ситуация с пошлинами, этот сегмент кредитования развивался бы более активно", - отмечает Михневич.

Чтобы удержаться на плаву, многие дилеры в срочном порядке перепрофилируются на продажи автомобилей юрлицам, ввоз бюджетных моделей иномарок (до 15 тысяч долларов) и российской техники, за которую не требуется уплачивать пошлину.

БАА также намерена предложить правительству рассмотреть вариант продажи иномарок в таможенном режиме свободного склада. Как подчеркивает С. Михневич, "законодательством Беларуси осуществляется правовое регулирование такой деятельности. Это предполагает возможность размещения дилерами автомобилей на складе и реализации их физическими лицам до проведения таможенной очистки. То есть физлицо приобретает автомобиль и производит таможенную очистку по льготным пошлинам".

Эту меру С. Михневич считает необходимым ввести на переходный период - до выравнивания пошлин для физлиц и юрлиц в рамках Таможенного союза. При этом эксперт не считает окончательным решение о сохранении прежних ставок таможенных пошлин для граждан до июля 2011 года: "Ставки на переходный период регулируются национальным законодательством, которое в течение года может измениться".

Существенным минусом для физлиц в сложившейся ситуации является ограничение на продажу автомобилей на рынке России. Это подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Только собственники этих автомобилей смогут лично пересекать таможенную границу и посещать территорию РФ. Передавать их по доверенности либо отчуждать возможно будет, только уплачивая соответствующую таможенную пошлину", - подчеркнул И. Шувалов на заседании российского правительства.

Эта норма, как предполагается, будет действовать до 2013 года, и по прогнозам экспертов, может привести к падению цен на внутреннем рынке Беларуси. Как заявляют автодилеры, около 70% граждан Беларуси, которые ввезли иномарки на территорию страны до 1 июля, инвестировали средства в покупку одного или нескольких автомобилей для последующей их перепродажи на российском рынке. В связи с ограничениями для осуществления торговых сделок более 50 тысяч автомобилей, купленных для перепродажи, осядут в Беларуси. Однако потребности белорусского рынка намного ниже, подчеркивают эксперты, что может вызвать снижение цен.
-21%
-10%
-10%
-8%
-15%
-25%
-15%
-13%
-70%