105 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  2. «Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Но никакого жилья». Лукашенко дал указания по площадке «Мотовело»
  3. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  4. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  5. Казакевич озвучил социальный портрет «преступника», «связанного с протестной активностью»
  6. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  7. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  8. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  9. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  10. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  11. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  12. Задержанному из-за БЧБ-флага жителю «Пирса», у которого эвакуировали авто, дали 15 суток
  13. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  14. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  15. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  16. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  17. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  18. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  19. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  20. «В Киеве под мою коллекцию основали музей, а в Минске это никому не нужно». Белорус собрал уникальные наряды
  21. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  22. Премьера самого доступного кроссовера Volkswagen состоится летом. Новинка получит имя Taos
  23. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  24. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  25. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у velcom, МТС и life:)
  26. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  27. Почти 60 тысяч рублей за китайский кроссовер. Изучаем возможности Chery Tiggo 7 Pro
  28. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  29. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  30. Прокуратура просит выдать Тихановскую, «плюшевый десант» и приговоры судов. Что происходит 5 марта


 
Volkswаgen Golf VI и Дмитрий Новицкий, редактор сайта www.domkrat.by, проехали 557 км туристическими тропами Беларуси, ограничившись бюджетом 50 тысяч рублей. Как это было, читайте ниже.
 
 
 
 Заправка на выезде из Минска - заправляем "до отсечки" полный бак. Старт!
 
Дано: дизельный Volkswagen Golf VI. Два выходных дня и 20 литров топлива.
Задача: увидеть Беларусь - и счастьем замереть.
 
Решение: урчит мотор, мы едем синеокую смотреть. Канары, Турция, Египет? Готовьте 50 тысяч рублей, отправляемся в полет. Смешавшись с дачниками, экономим топливо непривычным правым рядом. Спидометр показывает 80 км/ч, расход топлива 3,1 л/100 км: отлично, дальше будем ехать тем же стилем. Так больше просторов Родины мы разглядим. Ведь летом Беларусь в красивое одета. И слушайте совет бывалого туриста: сначала держим курс на Раков, столицу контрабандистов. Здесь под луной, цыганскім сонцам, ходил с маленькой лошадкой шпион Сергей Песецкий: это сейчас Раков - город санаториев, церкви и костела.
 

На этом месте перед войной раковские евреи золото зарыли: ищите клад. Вообще, Раков богат на клады: постарались контрабандисты в 20-х и 30-х.
 
- В 20-х это был Лас-Вегас, страх и ненависть - для тех, кто понимает, - рассказывает нам Феликс Янушкевич, местный краевед. - Судите сами: 134 магазина, 96 ресторанов и 4 официальных борделя. Песецкий об этом книгу написал: за "Каханка Вялікай Мядзведзіцы" ему едва Нобелевскую не дали.
 
Машинально оглядываемся вокруг: вот кто-то выпал из сельпо, суббота, тихо…
 
- Граница между западной и восточной Беларусью была в нескольких километрах, поэтому Раков бурлил событиями, деньгами и людьми. Наши, раковские парни даже в 60-х годах в минских ресторанах золото спускали - поблескивая золотым зубом, рассказывает местный дед.
 
 
Сейчас же Раков: магіла льва. Бунтарским духом в воздухе не пахнет. Зато делаем пометку: приличный ресторан, где можно отобедать. И едем дальше, колесом наматывая историческую нить.
 

Костел св. Михаила Архангела в Ивенце: виленское барокко середины 18 века. Не проезжайте мимо.
 
Не едем прямо, извилистой дорожкой вдоль Ислочи крадемся: от Ракова держим налево, на Ивенец. Здесь чистый воздух, начало Налибокской пущи, и - что туристу посмотреть? Красотой мелькают ивенецкие костелы, еще несколько километров в спокойном ритме - и можно к Феликсу Эдмундовичу заглянуть. Наш “железный” родился здесь, в усадьбе, в сердце пущи. Дзержинский - Дзержинск был назван в честь него. А что же Койданово, старое название “мястэчка”?
 
- Я так думаю, его переименовали из-за мятежа. Еще в советско-польскую, когда Советы в Минске, в Столбцах поляки. Наши восстание подняли. Выгнали всех "красных" - и объявили "Независимую Демократическую Республику Койданово". Состав: нынешний Дзержинск да пара окрестных деревень, - рассказывает местный старожил. - А чем закончилось? Ну, от чекистов на машине наши-то отбились. А вот с приходом бронепоезда из Минска - конец всей демократии настал.
 

 

 

Дороги Налибокской пущи: гравийки, леса и отсутствие деревень. Во время войны здесь прятались все: и партизаны, и евреи и “лесные братья”. Последний отряд "братьев" был уничтожен в 1953-м. Оказалось, возглавлял его начальник раковской милиции…
 
И - едем дальше, пылим гравийками Налибок. Леса-леса, леса-леса. Но все, кто будет повторять маршрут: будьте аккуратны. В пуще много радиоактивных пятен, поэтому перед поездкой лучше карту загрязнения изучить.
 
О мирном атоме в пуще трудно вспоминать: в летнем Беларусь красива. Открыв все окна, дышим лесом. Распутав все изгибы гравиек налибокских, делаем следующую остановку на озере Кромань. На выходных здесь не такой аншлаг, как на известных водоемах.
 

Озеро Кромань: мечта купальщика и рыболова. Клев, если честно, здесь не очень. Но приехать искупаться - просто перфект.
 
Поэтому забыты все рекорды. Что? Экономичность? Мы экономим нефть, забыв о Golf: катамараны и рыбалка, и "даць нырца" у Кромань. Кто знает, может здесь бывал и дядька наш Якуб? Тебе пел оды, бацька-Неман: оправой Немана заканчивается Налибокская пуща, начинается "старажытная Літва".
 

Щорсы, дворец Хрептовичей. Когда-то здесь была одна из лучших библиотек Европы. Хранилась переписка Богдана Хмельницкого с польскими гетманами, оригинал манифеста Хмельницкого к казакам и еще 15 000 других книг и документов.
 
Мелькают развалины: Щорсы, Любча. Мирский замок, который вот-вот станет Мирским отелем и Мирским рестораном. И кто сказал, что турист по Беларуси общепитом обречен? Корчма у самых стен, пьем пиво, Англия и США в футбол играют. Здесь же, в Мире, можно и переночевать.
 

 

 
Корчма у Мирского замка: цены в два раза ниже минских, уют, "плазма", болельщик и футбол. Для вечернего ужина очень рекомендуем.
 
А дальше - новый день. Косясь на цифры 8-9 л/100 км, карабкаемся Новогрудскими холмами. Красиво здесь. Здесь - родина поэтов, Адам Міцкевіч, Ян Чачот. И Сыракомля здесь записал в корчме "Когда я на почте служил ямщиком".
 
 
"О, Литва, моя Отчизна" - эти слова Мицкевича мы вспоминаем, въезжая в Новогрудок, первую столицу ВКЛ. Нет, определенно не Рио-де-Жанейро: воскресенье, из всех туристов только Golf, журналист, фотограф.
 

"Карфаген должен быть разрушен" - от Новогрудского замка, впрочем, как и от многих белорусских, почти ничего не осталось.
 
- Сегодня вы первые - делится хозяин палатки туристических мелочей. - Зарабатывать туризмом? Мой сувенирный бизнес - глубокий "минус". Хорошо, что есть параллельные проекты, которыми на плаву держусь. А дальше, у клыка оставшейся новогрудской башни:
 
- На истории ведь держится весь дух народа, только ведь - на ней. Приходят школьники - ни один Мицкевича наизусть не знает… - жалуется бизнесмен. Все правда: кто что вспомнит, кроме "пана сахі" и нынешней электрической косы?
И почему Литва на месте Новогрудка? И кто такие белорусы, смесь славяна, балта. Нужна историческая перезагрузка, нам нужен новый, не советско-партизанский стержень, в котором будет все: и старажытная Літва на месте Новогрудка, Минска. И белорусский язык статутов ВКЛ. И пан Скорина, представитель мажорной молодежи: пока папа торговал селедкой, он на вырученные деньги книжки друкаваў. І пан Каханку, что наш с Golf путь - без экономии, по соли, в коляске, запряженной медведем. Когда же будет выведен “homo belarus крутой", без вируса агульнай млявасці в крови?
 

Туристическая мелочевка у Новогрудского замка продается слабо: есть предложение, а спроса нет.
 
Ох, разобрало на исторических обломках: пора новогрудским кофе голову студить. Быть проще и думать о прекрасном. Вот и поляк за столиком о том же. "Что понравилось тебе, пан, в Новогрудке?". Ответ: "Паненки ваши, ой, красивы…".
 

За Новогрудком начинаются земли балтов: это заметно по названиям деревень. Ассимилировавшись, потеряв язык, они стали белорусами.
 
Паненки наши и в самом деле ничего. На зависть многим. Седло не потерто и не скрипит, новым Golfом едем. Пересекаем Неман, двигаемся через Ивье в сторону Гольшан. Тише украинской ночи сопит мотор. Молчит и радио, для экономии отключен кондиционер. Пока идем со средним 3,4 л/100 км.
 
 
Держим крейсерские 80 км/ч, потоку не мешаем… И много думаем, разглядывая салон Volkswagen. После Golf-3 прошло каких-то лет 15 - а Volkswagen стал аристократом, "выстрелив" в премиум-сегмент. В середине 90-х цель была поставлена, к 2010-м задача выполнена успешно.
 
К машине не придраться: недостатков почти нет. Значит: смотреть в окошко, изучая славяно-балтский край. Здесь наши корни: после деревни "Пясочнае" увидишь "Дайнава": так появились белорусы, романтикой стихов ассимилируя балтов. За Неманом в сторону Гольшан - красиво. Леса-леса… Проходит Ивье с мечетью мусульманской: как символ толерантности, с покорностью не путать.
 

Костел в Гольшанах: здесь обитает самое известное привидение Беларуси. Молодую девушку при строительстве замуровали в стену - местные говорят, до сих пор она приходит по ночам.
 
Виват, Гольшаны! Костел, что с привидением. Стоять, сниматься. Развалинами замка плакать. Экскурсию ведет Вырыкиш Александр, директор фонда "Страна Замков": "Самый большой ущерб гольшанскому замку нанес советский наш период. Когда студентам техникума был даже дан приказ: без кирпича от замка не являться…"
 

Гольшанский замок. Тот самый, Короткевичем воспетый. Развалины, "няма таго, што раньш было…".
 
И что сейчас? Виртуально проделанный путь, скажем, с сыном представляя: смотри, сынок. Твоя страна: родная. Развалины-развалины с одним посылом: здесь когда-то было все. Дворцы, библиотеки, балы, карнавалы. Здесь жили люди, которые, возделывая поле, знали и латынь. И честь, шляхецкі гонар - ты "хоць салому еш, а гонар свой трымай". Поэтому учись, сынок - и возрождай страну. В Гольшанах, например, вот-вот появится отель приличный. И ресторан. Пока их нет, поэтому мы едем дальше.
 

Неплохое туристическое развлечение Гольшан: штурм усадьбы, чтобы шляхтича освободить.
 
Куда туристу заглянуть? В усадьбу под Гольшанами, где для туристов - бой. Нужно пана Грабоўскага освободить. И машем кольями под грохот выстрелов: ой, хорошо, не шашлыком единым на Беларуси жив турист. А дальше "святочнае" застолье, "каб куля мінала і каб дзяўчына кахала" - потом танцы, полонез. "Когда звучит полонез, небо спускается на землю" - эх, фотограф Глеб, глядя в ее глаза я бы шептал. Но мы на службе, аля мир ком аля мир, поэтому едем дальше, мотая километры колесом. Триста верст прошли, а запас топлива еще есть.
 

Островец, место строительства будущей АЭС, памятниками знаменит. По всему городу их много. Это - памятник дождю.
 
Куда поедем-то? Второй день к закату, расход стабилизировался на цифре 3,3 - едем дальше. Нарочь изучать. Мелькают Ошмяны, Островец - глаз не отвести. Особенно хорош костел в Гервятах: пламенеет готика, предчувствуя АЭС. Перекрестимся, брат: авось с нее будут питаться наши электрические "гибриды"? И через Вилию неспешно катим к жемчужинам озер. И мальчик местный, которого мы подобрали: "Ой, хлопцы… Мы ж раней тут агародаў не дзяржалі… Дзядоў нашых возера карміла. Наловяць рыбы, насушаць воз - і едуць, мяняя воз рыбы на бульбы воз. Так і жылі".
 
 

 

 
Гауди "мы пераможам": костел в Гервятах в этом убедил.
 
Заканчивается день два. Догорает Нарочью закат. По расчетам, "20-ка" топлива еще в баке. Пора возвращаться в Минск? Спасибо, не хочу, не буду: палатку бы поставить, на озеро несколько часов смотреть. И вспомнить все, что было по пути. Вздохнуть, и Вольскім день закончить: такога, сапраўды, няма нідзе. 400 километров - и пущи, замки і лясы. Мястэчкі-гарады, касцелы і размовы. Было ўсё, за што любіць Радзіму. К тому же летнее ей к лицу.
 

Финальной точкой: здравствуй, Нарочь… Всем, кто с палатками, рекомендуем Нарочанские озера: стоянки есть, укромных мест пока хватает.
 
Но кончен бал, вспыхнули в моторе накаливания свечи: отдан в Минск швартовый. Глубокой ночью финиш на заправке: пройдено 557,4 километра. Потрачено 18,48 л дизтоплива. Итог: 47 678 рублей и средний расход 3,315 л/100 км. Мало? Так мы ведь - не торопясь*…
 
Ночь, Минск, окончание маршрута: пройдено 557,4 километра, потрачено 18,48 л. Итоговый расход: 3,315. В бюджет "50 тысяч" мы вписались.
 
В два дня и 50 тысяч рублей вписались. Рекорд? Да, расход отличный. Но главное, ребята: на месте не сидеть. О красоте страны не забывая.
 
Тест-драйв, все цены и комплектации автомобиля Volkswagen Golf VI можно прочитать тут.
 
*Давление в шинах во время поездки: рекомендованное заводской инструкцией по эксплуатации. Зеркала не складывали, других "экономичных" ухищрений не применяли. Режим езды: пятая передача, скорость 75-80 км/ч. И очень аккуратное обращение с педалью газа.
 
 

 
 
Следите за проектом "Volkswagen Golf: От рассвета до заката" в блоге Volkswagen.
-12%
-20%
-15%
-15%
-10%
-35%
-10%
-20%
-20%