148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  2. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  3. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  4. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  5. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  6. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  7. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  8. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  9. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  10. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  11. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  12. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  13. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  14. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  15. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  16. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  17. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  18. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  19. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  20. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  21. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  22. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  23. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  24. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  25. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  26. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  27. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  28. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  29. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  30. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года


Владимир ВОЛКОВ,

Белорусы из-за кризиса скупают дешевые авто. К такому мнению пришли эксперты после изучения статистики регистрации авто в Госавтоинспекции Беларуси. Оказалось, что за первых четыре месяца текущего года в полевых условиях породистых немецких и японских мустангов обскакали иномарки, которые берут скорее ценой. Пятерку лидеров возглавляет Daewoo Matiz, а "темная лошадка" Samand занимает третье "стойло" в национальной автоконюшне.

Не исключено, что распространение в Беларуси бюджетных, как новых, так и бывших в употреблении, моделей авто обусловлено кризисом и низкой покупательной способностью. По крайней мере, покупать дорогие европейские авто и переплачивать за безопасность белорусы не намерены.

Сегодня "народное белорусское авто" – это миниатюрный кузов и минимальная комплектация, без оглядки на ультрасовременные решения в области безопасности. Благо вариант "мини" стоит недорого и без особых кредитных потуг доступен большинству. Специалисты уверены, что если спрос на бюджетные авто будет расти ежегодно, то белорусские дороги могут начать представлять для автовладельцев некоторые трудности.

"Основное средство защиты – это кузов автомобиля. Он проектируется таким образом, чтобы при столкновении меньше всего деформации приходилось на так называемую "жилую зону", – говорит инструктор экстремального вождения Иван Кришкевич, эксперт в области безопасности автомобилей. – Поэтому очень важно, чтобы у автомобиля была как можно большая зона деформации. Большие автомашины более безопасны в этом плане: при столкновении энергия удара сокращается до минимума. В свою очередь Daewoo Matiz – легкая, высокая и узкая машина…"

Работники Госавтоинспекции придерживаются аналогичного мнения и призывают не экономить на безопасности. Например, на подушках безопасности, которые стали де-факто предметом отдельного торга при покупке бюджетных моделей.

– Достаточно много регистрируемых автомобилей не оборудованы простейшими системами безопасности. Это касается как подушек безопасности, так и систем ISOFix и ABS, – отмечают в ГАИ.

Но это не мешает автомобилям без подушек безопасности и прочих современных систем завоевывать потребительские кошельки и сердца.

В отличие от европейцев белорусы уверены, что в дороге "усё будзе добра", а дополнительные опции безопасности – это лишь выброшенные на ветер деньги. Если верить психологам, то белорусы привыкли платить только за то, что можно пощупать руками, моментально оценить практическую пользу. Увы, с системами безопасности так не получается. Разве что дилеры введут практику экстремальных тест-драйвов. За шанс уцелеть жители Беларуси готовы платить, только если цена устроит.

Живой пример – сеть ресторанов "Суши весла", которые активно эксплуатируют Daewoo Matiz.

"Нас привлекают экономный расход топлива, энергоемкость, наличие официальных сервисных центров. Конечно, главный определяющий фактор для нас – цена. Но мы готовы платить больше за более безопасные автомобили, если будут предложения", – говорят в администрации.

Предложения есть, однако цена "дополнительных" опций тянет их на тендерное дно. И бизнес-структуры, и государственные органы сосредоточились на самых дешевых предложениях. К слову, Samand к дешевым формально не относится. За иранские гены отдельные дилеры просят больше 11 тысяч долларов, оправдывая отсутствие подушек безопасности лозунгом "Купляйце беларускае".

– Дело в том, что и раньше существовала практика, когда автомобиль и безопасность продавались отдельно. В компании Ford действуют унифицированные требования к производству, которые не позволяют отделить одно от другого. Представьте, что мы говорим о бюджетном варианте самолета, в который за отдельную плату можно купить узлы, которые позволят ему долететь до точки назначения. Без этих узлов самолет полетит, но вот приземлится ли? То, что сейчас происходит в Беларуси, можно сравнить с завуалированной продажей билетов в рай или ад. То есть де-факто продаются "доступные самолеты", которые ради дешевизны лишили всего, кроме штурвала и крыльев, – отметил директор "Атлант-М Боровая" Ford Сергей Елистратов. – Естественно, покупая авто, мы не рассчитываем на аварии и сложные ситуации. Но они есть и могут произойти с каждым. В этом случае давайте спросим себя, сколько стоит жизнь человека. Можно ли ее оценить в 100-500 долларов разницы между безопасным или бюджетным авто? К сожалению, для нашей страны сотня долларов – это деньги, и мы готовы ради них рискнуть жизнью.

Увы, безопасность – это предмет торга и выгодных предложений. Замкнутый круг породили производители авто и их дилеры, которые в прошлом году буквально ограбили белорусских автолюбителей, заставив купить автомобиль даже тех, кто этого делать не собирался.

Теперь на выжженном рыночном поле хозяйничают авто белорусской мечты, которые, как и мобильные телефоны, "главное, чтобы только звонили".

Кстати

ТОП-5 автомобилей, прошедших с января по апрель 2010 года государственную регистрацию в ГАИ, выглядит следующим образом:

Daewoo Matiz – 234

Renault Logan – 175

Samand – 112

Daewoo Nexia – 83

Ford Focus – 30

Со своей стороны редакция признает, что рейтинг может не отражать полностью реальной ситуации на рынке. По крайней мере, существуют данные, которые указывают на растущий спрос к автомобилям премиум-класса. Для кризисного времени подобный тренд может показаться нелогичным, однако от этого он не перестает быть возможным.
-10%
-30%
-49%
-21%
-12%
-30%
-24%
-12%
-52%