Поддержать TUT.BY
61 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


Виктор ДУБЕНЬ,

На днях российский посол в Беларуси Александр Суриков заявил, что повышение пошлин на ввозимые белорусами иномарки может быть отсрочено до тех пор, пока в нашей стране не будут созданы собственные сборочные производства. Сколько времени на это потребуется и целесообразно ли вообще производить в Беларуси легковые авто - анализируют эксперты "Завтра твоей страны".

- Думаю, заявление российского посла - реакция на ход переговоров в рамках комиссии по Таможенному союзу. По-видимому, белорусской стороной вносились какие-то предложения по организации производства легковых автомобилей на своей территории, - предполагает бизнес-аналитик Алексей Бабайцев. - Пока непонятно, есть ли у Беларуси конкретный проект. Публичных заявлений на этот счет не делалось. Но с моей точки зрения, проект по сборке автомобилей может быть выведен на какую-то осмысленную мощность не менее чем через 4-5 лет.

По мнению бизнес-аналитика, сегодня единственный просматриваемый инвестор по созданию в Беларуси легковушек - китайские производители. Он замечает, что ранее правительственные чиновники озвучивали ход переговоров с "Фиатом", но к этому варианту Алексей Бабайцев относится весьма скептически.

- Китайский проект может быть запущен, поскольку это может быть не частный, а государственный производитель. Под политические договоренности он может получить субсидии для создания завода, - считает Алексей Бабайцев. - У китайцев широкая линейка, там есть много автомобилей бюджетного класса.

Бизнес-аналитик полагает, что китайских производителей мог бы заинтересовать проект в Беларуси в перспективе экспансии на российский рынок. Алексей Бабайцев отмечает, что любую компанию будут интересовать объемы производства от 50 тысяч автомобилей, а в Беларуси, по прогнозам, после повышения пошлин на иномарки весь рынок на начальном этапе составит 50-60 тысяч авто.

- Уже велись переговоры с компанией Сhery о сборке на МАЗе, правда, положительно они тогда не завершились. Сhery не удалось добиться соглашения по производству с россиянами, поэтому, видимо, они ищут площадку в Беларуси, - считает Алексей Бабайцев.

Как бы то ни было, проект по созданию в Беларуси собственного сборочного производства бизнес-аналитик оценивает как рискованный. Он напоминает, что все проекты на ЗАО "Юнисон", включая автомобили "Форд" и "Саманд", оказались неудачными - после громких заявлений инвестиции в нашу страну так и не приходили.

- Основная проблема заключается в том, что с белорусской стороны нет субъекта, который мог бы разделить риски с производителем. Абсолютно непонятно, кто может выступить в таком качестве, – отмечает Алексей Бабайцев.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что не менее важным при запуске сборочного производства легковушек будет наличие структуры недорогих местных поставщиков комплектующих на конвейер.

- Я своими глазами видел, как создается конкурентоспособный автомобиль в США. В один из самых бедных тамошних штатов Миссисипи концерн "Toyota" поставил только сборочный конвейер. А дальше около тысячи малых местных предприятий, конкурируя друг с другом ("я болт за два рубля сделаю", "а я - за один!"), начали работать на конвейер. Сочетание крупного производства с малым и с конкурентной средой и дал автомобиль, который нравится всем, – рассказывает Виктор Маргелов.

При этом он добавляет: если подобная структура не была создана для старых гигантов МАЗа и МТЗ, то можно ли рассчитывать, что дело пойдет с легковыми автомобилями?!

- Теоретически создать новое производство легковых автомобилей можно. Нужны соответствующие условия деловой среды и организационно-технические мероприятия. И нужно лет пять, чтобы отработать технологии. Если же пойти по пути "отверточной" сборки, то цена на такой автомобиль будет, как на наш любимый "Саманд", - с иронией заключает Виктор Маргелов.

Руководителя оргкомитета по созданию общественного объединения "За Авто" Артема Шаркова больше волнует отмена планируемого повышения пошлин на ввозимые иномарки, чем призрачная перспектива создания собственного производства.

- У нас уже есть пример отечественной сборки - "Саманд". Востребован ли он? Не особо. Кажется, вполне неплохой автомобиль, если сравнивать с продукцией российского АвтоВаза. Но его стоимость - от 13 тысяч долларов. В Иране он стоит практически в два раза дешевле, - говорит эксперт "Завтра твоей страны". - Я не вижу никого, кто мог бы начать производство в Беларуси "народного автомобиля".
-25%
-50%
-30%
-20%
-10%
-50%
-28%
-15%
-30%
-20%
-19%