Мария КУЧЕРОВА,

Cамой безумной тратой в своей жизни Марат Башаров считает услугу "пьяный водитель" по маршруту Питер — Москва. Думали ли четверть века назад канадцы, организуя бесплатную службу "Красный нос", чтобы обеспечить безопасность на дорогах под Рождество, что у новой услуги будет такой бешеный коммерческий успех? А еще говорят, что руль дисциплинирует! В Беларуси первая подобная фирма появилась 8 лет назад. Сегодня их уже около десяти. И спрос повальный: в любом уважающем себя ресторане у барной стойки — веер визиток "служб доставки", в одну из которых я и позвонила: "Возьмете на работу?"

Трезвый нетрезвого везет


Директор Владимир Важник долго думал, представляя меня в роли "развозящей" девушки, но клиентов своих, хоть и пьяных, не доверил ни под каким соусом. Оно и понятно: конкуренция нынче большая, каждый нетрезвый водитель — в цене. Так что пришлось ездить "в хвосте".

— К вам обращаются, как правило, обладатели дорогих машин? — интересуюсь по пути у Владимира.

— Дело не в стоимости. Как раз оставить роскошный автомобиль можно где угодно: он застрахован. Просто это неудобно, нужно с утра за ним возвращаться. По этой же причине нам приходилось доставлять клиентов и на "Запорожце", и на "Оке", и даже как–то троллейбус в депо загоняли.

Забирая ключи у очередного подвыпившего клиента, Владимир даже адреса не спросил.

— Постоянный клиент? — догадываюсь.

— Постоянный — не значит, что каждую неделю мы его откуда–нибудь забираем. Впрочем, есть и такие... — Владимир заглядывает мне через плечо, не записала ли я номер (хотя такие номера и запомнить несложно).

Некоторые пользуются услугами фирмы с самого ее основания. Владимир с ними почти на "ты", хоть на брудершафт пить и не приходилось. Некоторые платят авансом несколько сотен тысяч рублей и звонят по малейшему поводу, пока не "выездят" всю сумму, попутно еще по дороге домой друзей развезут, в магазин заедут. Казалось бы, ведь проще оставить машину у дома и кататься на такси — дешевле в два раза выйдет (доставка авто и владельца — 3 тысячи рублей за километр плюс 5 тысяч за вызов. — Прим. авт.). Ан нет, жизнь непредсказуема. Однажды в Минск приехали на совещание чиновники с периферии. Мероприятие закончилось банкетом, на котором все дружно подняли бокалы, забыв договориться, кто же сядет за руль на обратном пути. В итоге, когда расселись в служебном микроавтобусе, вдруг обнаружилось, что трезвого водителя–то среди них нет. Так что им эта поездочка дорого обошлась...

Приходилось доставлять клиентов и в Бобруйск, и в Борисов, забирать из придорожных кафе, с мест пикников. Как–то обратился даже водитель фуры. Бывает, звонят: "Заберите нас, мы — в лесу". В каком таком лесу? Оказывается... в Севастопольском парке. Пока "служба доставки" добралась до места, вопрос отпал: водитель подрался с приятелями и заснул в машине, а те уехали на такси. Бывает один вызов за ночь, а бывает, требуют одновременно 6 водителей, так как вся развеселая компания приехала в ресторан на своих машинах.

Артист, "ковбой", папаша...

Так вполне могли быть названы разделы, если бы кто задался целью составить хронику нравов пьяных водителей. "Артиста" забрали с концерта с супругой. По дороге они поссорились, супруга попросила остановить, выскочила прямо на кольцевой и исчезла где–то в поле. Благоверный побежал за ней, забыв мобильный в машине. Прошло полчаса, час, полтора. Что водителю делать? Клиенты–то растворились в пространстве! "Жди", — сказал директор. Эксцентричная семейка нашлась почти под утро. Они... дошли до Минска и вышли на связь через ближайшее отделение милиции.

"Ковбоев" было как минимум двое. Первый достал из бардачка пистолет, приставил к виску водителя. Так они доехали до пункта назначения, после чего пассажир сказал спасибо и расплатился. Другой "ковбой" попросил остановить машину в центре Минска, вытащил из багажника ружье, выстрелил в воздух, затем вновь упал на сиденье и успокоился.

"Папаша" — и вовсе классический пример. Несколько лет назад 8 Марта он с ребенком отправился в гости на машине. Под конец праздника друзья его просто вынесли и уложили на заднее сиденье. Но посреди дороги "папаша" очнулся, вообразил, что его похитили, увозят куда–то в лес, и начал душить водителя ремнем безопасности. Благо тот успел затормозить и утихомирить невменяемого заказчика.

— Неужели нельзя просто остановить машину и выйти? — удивляюсь смелости "службы доставки".

— Иногда так и делаем. Один клиент так материл водителя, так требовал пустить его за руль — я, мол, пьяный и то лучше поведу, что наш сотрудник остановился на полпути, отдал ключи и ушел...

Сильно выпивших клиентов, потерявших ориентацию в пространстве, впрочем, немного. Хотя случалось и такое: товарищ задремал по дороге, очнулся — решил, что едет на такси. Похвалил даже: классная "тачка", у меня точно такая же! Приехали — расплатился и пошел домой. Водитель за ним бежит: "Заберите ключи, закройте машину!" Как правило, обращаются те, кто только слегка подшофе. Иной раз по внешнему виду ничего и не заподозришь. Ведь основная клиентура "служб доставки" — люди, которым по статусу несолидно садиться пьяными за руль. Это молодым нечем рисковать, кроме жизни. А тут — работа, должность, семья... Впрочем, некоторых начальников приходилось забирать чуть ли не из кабинета в самый разгар рабочего дня.

На Передовой

— Вам не терпится пообщаться с нетрезвыми водителями? — решает заинтриговать меня Владимир и резко меняет маршрут в сторону улицы Передовой. Этот минский адрес знаком многим автолюбителям, кого хоть раз заподозрили в употреблении алкоголя не к месту.

— Думаете, там очередь выстроилась из желающих пройти медицинское освидетельствование? — сомневаюсь я.

А зря. У дверей действительно вереница машин. Пока муж выдыхает в трубку в кабинете экспертизы алкогольного опьянения, жена возмущенно объясняет майору ГАИ, что пил он только безалкогольное пиво, а запах — так это от остальных пассажиров в салоне. Майор ждет результатов. Тест показывает — 0,2 промилле. Ехать можно.

Компания молодых людей в ожидании такси весело обсуждает, как выпивший приятель хотел, да не смог развезти их по домам. Приятель тем временем удрученно курит возле машины ГАИ. Тест показал 1,62 промилле вместо допустимых 0,49. По мнению медиков, ездить в таком состоянии практически невозможно: вместо тормоза водитель может надавить на газ, не вписаться в поворот, слишком поздно заметить пешехода.

— Чем он себя выдал? — любопытствую у офицера ГАИ Советского района Руслана Логунова.

— Профессиональная интуиция, — усмехается он. — Наобум мы никого не останавливаем.

Предлагаю Владимиру Важнику оставить парню визитку.

— Она ему не скоро понадобится, — отказывается Владимир. — Сейчас его "Крайслер" отправят на штрафстоянку, а сам он ближайшие несколько лет будет ходить пешком.

В авариях по вине пьяных водителей в стране погибают ежегодно около двухсот человек. Какими только штрафами и наказаниями ни пытались отвадить любителей выпить от руля! Все без толку. За один выходной "служба доставки" Владимира Важника приняла десять вызовов и столько же нетрезвых автовладельцев остановили работники ГАИ.

— Если 13 лет назад только в Минске ежегодно на медицинское освидетельствование привозили 10 700 водителей, то два года назад — 27 700, а в прошлом году — еще на полторы тысячи больше, — приводит неутешительную статистику главный врач городского клинического наркологического диспансера Сергей Молочко. — Даже если учесть, что каждый третий водитель был признан трезвым, то все равно цифра внушительная: почти у 19 тысяч количество алкоголя в крови превышало допустимые нормы. Так что проблема эта из разряда вечных. Недавно пришел один профессор и попросил показать ему запись его медицинского освидетельствования. Говорит: "Ей–богу, не помню, как меня сюда привозили!" Это уже называется — ехал на "автопилоте". Борьба с последствиями всегда неэффективна, пока есть причина — зависимость.

Впрочем, поводов тысячи, как и методов на них повлиять. Очень часто водители объясняют свое преступное легкомыслие просто: "Поругался с женой". В принципе, жены и могли бы оказать ГАИ хорошую помощь: они–то почти всегда знают, когда мужья, выпив, садятся за руль. Но ведь штраф придется платить из семейного кошелька. Безвыходная ситуация. Хотя цель одна: супруга хочет иметь трезвого мужа, а ГАИ — трезвого водителя. Кстати, в Великобритании за каждый сигнал в полицию о пьяном за рулем полагается премия 600 фунтов стерлингов. Может, давайте пофантазируем, и нам впору за каждый такой звонок дарить женщинам французские духи? Был же прецедент, когда минчанин, который заметил на дороге пьяного водителя и сообщил в ГАИ, получил грамоту от министра внутренних дел и электрочайник от Госавтоинспекции. Может, помимо кнута, для нетрезвых водителей и пряник какой поискать? Хотя бы в виде скидок для постоянных клиентов в "службе доставки". Или ввести обязательное страхование пьянства за рулем? Деньги потратил в ресторане, жена домой не пустила, на дачу отвезти некому — страховой случай. Или оснащать машины специальными анализаторами дыхания для тех, кто садится за руль после вечернего застолья и 5 часов сна? Пока не пройдешь тест, двигатель не заведется. Такие машины появились еще пять лет назад. В общем, проблема стоит того, чтобы поломать над ней голову.

Кстати

Средняя скорость переработки алкоголя в мужском организме 0,10 — 0,15, а в женском — 0,085 — 0,10 промилле в час. Так что опьянение — это надолго. За три часа "перерабатывается" доза, эквивалентная двум кружкам пива, стакану сухого вина или 50 граммам водки. Если же за вечер вы выпили все 200 граммов, то за руль не следует садиться еще, по крайней мере, 10 — 12 часов.

Цифра "СБ"

В 2008 году сотрудники ГАИ задержали 56 тысяч нетрезвых водителей, из них 5 тысяч уже лишали прав.
{banner_819}{banner_825}
-50%
-25%
-65%
-28%
-50%
-30%
-50%
-35%
-10%
-15%
-10%