Алексей Вайткун,

Действующая в Беларуси система коммерческих перевозок пассажиров нуждается в реформе. По мнению экспертов, техническое состояние отдельных маршрутных такси уже не выдерживает никакой критики. При этом, несмотря на стремление Беларуси быть страной с европейским лицом, частные перевозчики экономят деньги не только на комфорте и безопасности пассажиров, но и на имидже всего государства. О том, как развивается рынок коммерческих автомобилей в Беларуси, в студии TUT.BY рассказал заместитель директора по сбыту генерального импортера компании Ford Андрей Гаврилов.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Как вы, как потребитель, оцениваете действующий в Беларуси парк коммерческих автомобилей?


Я вижу, что автопарк Беларуси сильно изношен, машины на маршрутах не соответствуют даже элементарным техническим требованиям. Я не говорю о чистоте в салонах или каких-то дополнительных услугах, которые существуют в европейских странах. В Европе к маршруткам предъявляются высокие требования. Там человек просто не сядет в маршрутное такси, если, на его взгляд, оно покажется небезопасным либо не будет соответствовать каким-то требованиям. Естественно, человек напишет жалобу и призовет органы, которые могут эти вопросы урегулировать, к каким-то действиям.

Ford - известная марка: это знак качества и стабильности. Насколько активным можно назвать спрос на коммерческие автомобили марки Ford?

Конечно, нам хотелось бы большей активности. Мы поставляем 14-17-местные пассажирские автомобили Ford, и из импортных автомобилей это единственная марка, которая поставляет машины именно заводского производства. Это машины, сошедшие с конвейера, имеющие европейский и белорусский сертификат соответствия. Важно отметить, что большинство маршрутных такси, которые эксплуатируются в Беларуси - это переоборудованные грузовые фургоны.

Много ли маршруток марки Ford ездит по Минску?

Ездит много автомобилей, но, к сожалению, не так много купленных недавно новых машин. В основном это техника, бывшая в употреблении, привозимая из Европы.

То есть владельцы такси стараются как-то экономить, в том числе на безопасности и комфорте пассажиров?

У нас выдается лицензия на маршрутную перевозку, но изначально не предусмотрены государственные льготы для закупки новых автомобилей, нет стимула для развития маршрутных перевозок. Таможенная пошлина на импортные малогабаритные автобусы такая же высокая, как и в России.

Получается, что покупать новые автомобили дорого и невыгодно?

Сложно сказать, насколько это выгодно - нужно просчитывать сам бизнес. Но если мы говорим о государственных перевозках, то должна быть какая-то социальная защищенность нашего населения. Люди должны ездить на безопасных, надежных и комфортных автомобилях. Если говорить о частных перевозчиках, то это вопрос конкуренции: если они хотят в дальнейшем работать на маршрутах, то должны привлекать клиентов надежным и безопасным сервисом.

Как можно стимулировать перевозчиков покупать новые машины?

Нужно создать конкурентную среду и принять государственную программу защиты пассажиров коммерческого транспорта.

Возможно, вам, как представителю крупной компании, стоит выходить с некими предложениями в высшие структуры?


Мы готовы делать эти предложения, и мы их делаем. Существует Белорусская автомобильная ассоциация, которая общается на уровне министерств и ведомств. Мы высказываем свои предложения и замечания. Другой вопрос, насколько их принимают во внимание и руководствуются ими. Возможно, мы не так остро поднимали этот вопрос, потому что активного обсуждения этой проблемы нет.

Готовы ли производители идти навстречу перевозчикам и предлагать автомобили по более привлекательным ценам?


Мы готовы идти навстречу нашим клиентам и периодически проводим стимулирующие акции. Например, уже второй месяц у нас идет акция по предоставлению скидки на 14-17-местные автомобили компании Ford. Мы готовы так работать и в дальнейшем, особенно если есть структуры, заинтересованные в постоянном сотрудничестве с нами. Всегда легче работать с производителем, если есть какая-то перспектива на ближайшие несколько лет. В Беларуси закупка транспорта совершается частным индивидуальным предпринимателем либо компанией, и если компания имеет план развития на два-три года, соответственно, нам легко работать с производителем в перспективе, для того чтобы уменьшать цены для этих клиентов.

Возможно, инициатива касательно того, в каких машинах мы хотим ездить, должна исходить и от самих пассажиров?


Конечно, инициатива всегда должна исходить от потребителя. Если нам не нравится какой-то товар, то мы его не покупаем. Однако в случае с маршрутными такси, у людей часто просто нет достойной альтернативы. Поэтому мы и говорим о том, что в процессе реформации маршрутных перевозок должно участвовать и государство, которое создаст условия для появления достойного выбора.

Сказался ли на вашей компании кризис?
Какие изменения произошли в работе автодилеров с изменением условий ввоза автомобилей в Беларусь?

Всем известно, что с первого января изменилась таможенная пошлина на ввозимые автомобили для юридических лиц, то есть, для всех дилеров, которые поставляют машины в страну. Теперь таможенная пошлина на легковой автомобиль составляет 30% от его стоимости. Если таможенная пошлина на модель Ford Fiesta, популярную сейчас в Европе и Беларуси, равнялась порядка 1400-1800 долларов в зависимости от двигателя, то сейчас она будет начинаться от четырех тысяч долларов.

Есть ли проблема с насыщением рынка коммерческими автомобилями?

Проблем с насыщением нет: если есть спрос на автомобили, мы готовы поставлять машины на рынок Беларуси. Мы видим по рынку, что спрос на коммерческую технику, несмотря на кризис, более стабильный, чем на легковую. Возможно, потому, что закупают эти машины юридические лица, это бизнес, который должен работать без простоев. Компания не может развиваться и работать, если она не доставляет куда-то людей или товар. Рынок коммерческих автомобилей всегда живой, он будет развиваться так же, как будут развиваться наши белорусские компании.

Как этот рынок изменялся за последние пять лет? Есть ли какие-то тенденции в развитии спроса на коммерческие авто?

До 2008 года постоянно наблюдался рост продаж коммерческих автомобилей импортного производства. В 2009 году произошел некоторый спад, но не такой существенный, как по легковым автомобилям. Мы считаем, что в Беларуси существует большой отложенный спрос на коммерческие автомобили.

Покупку автомобиля нельзя расценивать только с точки зрения стоимости машины. Необходимо учитывать и стоимость технического обслуживания. Например, техническое обслуживание автомобиля Ford Transit проводится через 30 тыс. километров пробега, а обслуживание обычной легковой машины проводится, в среднем, через 15 тыс. километров пробега. На Ford Transit могут устанавливаться такие двигатели, которые позволяют проводить техническое обслуживание через 50 тыс. километров. Я думаю, существенная экономия очевидна. Есть еще и такой показатель, как стоимость владения авто. У марки Ford - этот показатель один из самых низких на белорусском рынке.

Возможно ли приобретение автомобиля в лизинг? С кем из лизинговых компаний вы сотрудничаете?


Для приобретения автомобиля лизинг - это не только удобно, но и выгодно для юридических лиц, ведущих активный бизнес. Мы работаем с большим количеством лизинговых компаний, практически со всеми, представленными в Беларуси. Наши эксперты готовы предоставить и расчеты лизинговых платежей, и условия по лизингу. Можно обратиться в наш автоцентр, выбрать автомобиль и посчитать, насколько выгодно приобретать его в лизинг. Могу сказать, что очень выгодно приобретать в лизинг автомобили, предназначенные для пассажироперевозок.

Какие современные тенденции наметились на белорусском автомобильном рынке?

Сейчас автомобильные дилеры работают в достаточно сложной ситуации в связи с вводом таможенных пошлин для юридических лиц. Остались льготы только для физических лиц. До первого июля автомобильным дилерам будет трудно, и, скорее всего, на рынке будут активны только те, у кого на складах есть машины, привезенные до 31 декабря. Например, у компании Ford еще сохраняется определенный запас и клиенты могут приобрести автомобили по условиям прошлого года. Правда, старый год может закончится в любую минуту.

В остальном тенденция такова, что до первого июля люди, которые решат приобрести новый автомобиль, будут искать возможности привезти их из-за границы. Но могут возникнуть трудности с выездом за рубеж, с тем, что там машины могут оказаться дороже, чем у нас, могут возникнуть проблемы с растаможкой.

Сейчас многие клиенты приходят в наш автоцентр и рассчитывают купить автомобиль как частное лицо по тем же пошлинам у нас. Да, машины, которые были привезены до 31 декабря, будут проданы по ценам прошлого года. Людям пока сложно осознать, что цены выросли.

PR

-30%
-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
-36%
-20%
-30%