Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Алексей Вайткун,

В Беларуси для обработки дорог в зимний период ежегодно применяется более 350 тысяч тонн песчано-соляной смеси. При этом жители городов очень негативно высказываются к применяемым реагентам: соль портит обувь и кузова автомобилей, оставляет белые разводы на одежде. О том, почему для обработки дорог применяются именно такие смеси и можно ли их заменить более экологически чистыми реагентами, порталу TUT.BY рассказал Анатолий Адамцевич, консультант управления содержания дорожной сети Департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси.

Чем сегодня посыпают дороги?


Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понимать, что зимняя скользкость образуется одновременно на значительном протяжении автомобильных дорог, и ее устранение связано с большими затратами времени, технических и людских ресурсов.

Кроме того, при зимнем содержании автомобильных дорог выполняется комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта. Этот комплекс работ включает три составляющие: защиту дорог от снежных заносов, устранение зимней скользкости и очистку дорог от снега. Для того чтобы во время снегопада не допустить уплотнения свежевыпавшего снега колесами автотранспорта, чтобы этот снег не превратился в снежно-ледяной накат, производится обработка покрытия дорог противогололедными материалами.

В Беларуси в качестве основного реагента традиционно используется так называемый галид, или техническая соль – отходы солигорских калийных комбинатов. Это самое дешевое по сравнению с другими реагентами вещество, которое может использоваться для обработки покрытия дорог. Этой солью обрабатываются твердые покрытия – бетонные, цементно-бетонные. Гравийные или грунтовые дороги не посыпаются этими реагентами.

Как долго действует этот реагент?

Если мы вовремя просыпали дороги этой солью, то снег будет находиться в рыхлом состоянии. При толщине снега в 2-6 см его удаляют с проезжей части.

У нас применяется три способа борьбы с зимней скользкостью: первый – это химический, когда техническая соль в чистом виде распределяется по покрытию; второй – химико-фрикционный, когда техническая соль смешивается с песком; третий – просыпание чистым песком, в который для технологичности вводится до пяти процентов соли.

Как выбираются способы обработки дорог?

Гравийные и грунтовые дороги не посыпаются солями, только песком, который повышает коэффициент сцепления колеса с покрытием, а для асфальтобетонных покрытий используются соляные смеси. Норма расхода – 15 граммов, одна чайная ложка, соли на квадратный метр.

У нас действует технический кодекс установившейся практики, который называется "Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог". По нему выбор применяемой смеси зависит от температуры наружного воздуха. Так, соль в чистом виде можно применять при температуре до -10°, если температура понижается до -15°, мы применяем песчано-соляную смесь, если температура упала еще ниже, мы просыпаем только песком.

Вредят ли эти соляные, соляно-песчаные смеси автомобилям?


Естественно, соль оказывает вредное воздействие на металл, цементобетонные конструкции инженерных сооружений, барьерные и перильные ограждения, стойки дорожных знаков. Для уменьшения этого негативного влияния в противогололедные материалы вводятся антикоррозийные добавки, так называемые ингибиторы. Техническую соль мы применяем потому, что для Беларуси это самый дешевый реагент: тонна технической соли стоит около 14 тысяч рублей. Другие составы, отпускаемые Солигорском, стоят порядка 80 тысяч рублей за тонну.

Недавно прошла информация о том, что Министерство здравоохранения своим постановлением предписала отказаться от использования соли для очистки дорог. Правда ли это?

Такого постановления я не видел и не читал. Невозможно остановить движение на дорогах, а реагента взамен соли пока не предложено. Так что пока мы пользуемся теми реагентами, которыми пользовались и раньше.

Загрязняют ли ваши реагенты окружающую среду, наносят ли они ей ущерб?

Однозначно нельзя сказать, что трава на откосах, в придорожной полосе была бы чахлой или угнетенной от применяемых реагентов. Дело в том, что в этих отходах присутствуют хлориды кальция, калия, которые оказывают некоторое положительное влияние на плодородие почв. Траву на откосах дорог мы не успеваем выкашивать. Происходит некоторое засоление почв, но почва имеет свойства восстанавливаться в натуральных условиях.

Влияют ли смеси на обувь? Могут ли они разъесть обувь?

Натуральная обувь из кожи по условиям своей выделки содержит в себе определенные соляные растворы. Даже при простом длительном намокании обуви и последующем ее высыхании на коже появляются белые разводы. Поэтому нельзя сказать, что вы походили по тротуару, а после этого на обуви появились следы соли. Если обувь ненатуральная, то никаких разводов и не будет.

Чтобы избежать таких следов, нужно обрабатывать обувь обыкновенным кремом.

Что бы вы могли посоветовать автомобилистам? Как защитить свое авто от реагентов?

Есть масса способов антикоррозионной обработки машины. Самое главное – это отсутствие царапин на металле, через которые соль могла бы оказать агрессивное воздействие на автомобиль.

Например, металлические конструкции на дорогах, стойки дорожных знаков, сами знаки мы защищаем. Сейчас начали активно применяться оцинкованные стойки и барьерные ограждения. Дорожные знаки выполняются на оцинкованной жести, которая менее подвержена коррозии.

Отличаются ли наши реагенты и методы очистки дорог от зарубежных? Чем посыпают дороги в Западной Европе?


В Западной Европе, если судить по последним сводкам, служба очистки дорог от снега поддерживается не так серьезно, как у нас. В Беларуси снег выпадает регулярно, а, например, во Франции или Германии, в южных регионах снег выпадает редко. Для них обильные снегопады являются неожиданностью, поэтому у них не хватает реагентов, они их не заготавливают заранее. В скандинавских странах применяются такие же реагенты, как и у нас. Мы частично позаимствовали их технологии по очистке дорог, сами системы упреждения образования гололеда, кое-что позаимствовали из песко-солераспределительной техники.

Применение соли в чистом виде дает положительный эффект в стоимостном выражении: с одной загрузки автомобиля можно обработать большую площадь покрытия, чем если загрузить автомобили песчано-соляной смесью. Получается экономия на том, что мы можем обрабатывать большую площадь, экономим и горюче-смазочные материалы.

Есть ли перспективы отказа от дешевых материалов в пользу более дорогих? Возможно ли применение новых технологий?


Наша наука ищет новые реагенты, которые были бы эффективны и недороги. У нас есть предприятие "БелдорНИИ", которое сотрудничает с БНТУ, но пока еще ведутся экспериментальные разработки. Массового применения новые материалы еще не нашли. Если нашим ученым удастся разработать что-то недорогое и перспективное, мы будем двумя руками за такие материалы.