Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Александр БЕНЬКО,

Белорусский автосервис всегда был "странной" отраслью. В том плане, что цивилизованность здесь никогда не была в почете. Несмотря на то что в последние годы многие отечественные СТО наконец оказались способными предложить своим потенциальным клиентам высокое качество услуг и профессиональное отношение к автомобилю, потребители по старинке предпочитают обслуживаться в "гаражных" предприятиях.

Говорят, это дешевле, хотя и признают, что это не всегда означает экономию. Ведь помимо того, что ценник на услуги в таких предприятиях нередко формируется просто "с потолка", так еще и "очумелые ручки" гаражных кулибиных не гарантируют полную исправность автомобиля после починки. При таком положении вещей очень трудно рассчитывать, что бизнес официальных дилеров западных автомобильных концернов, которые сегодня также работают на рынке техобслуживания, пойдет в гору. Цены здесь весьма жестко регулируются государством, настолько серьезно, что автолюбители давно заметили: дешевле заправить машину и сгонять в автосервис в соседнюю Литву или Польшу. На выходе получится дешевле.

Представители автобизнеса говорят, что они рады бы сбросить ценник, но на нынешнем этапе это маловероятно. Руководитель Автомобильной ассоциации БАА Людмила Шабанова указывает, что "среднестатистическое" автодилерское предприятие - это неделимый комплекс из двух частей. И это не чисто белорусская специфика, а мировая практика. Первое подразделение занимается продажами автомобилей, запчастей и аксессуаров, второе - чистым производством, то есть техническим обслуживанием автомобилей. Основное направление автодилеров в ближайшее время подвергнется коррекции. После принятия единого для участников Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстана - таможенного тарифа, который вступил в силу 1 января 2010 г., рынок новых авто в стране стал "на прикол". Как говорят продавцы, реализовывать машины им теперь стало очень трудно - новые таможенные пошлины плюс ставки НДС и акцизы увеличивают стоимость машин до такого предела, когда число покупателей сократится в десятки раз. И такие "каникулы" на рынке продлятся минимум до 1 июля 2010 г.: тогда планируется унифицировать пошлины и для физических лиц. Понятно, что дилеры теперь хотели бы сосредоточиться на оказании услуг сервиса, ведь парк автомобилей в стране давно перевалил за 2,5 млн единиц.

К сожалению, пока ситуация в автосервисе складывается явно не в пользу тех, кто работает официально, с соблюдением всех законных требований. По белорусским нормам все СТО, в том числе и входящие в состав дилерских предприятий, относятся к бытовому обслуживанию населения. Словом, вотчину автослесарей и механиков приравняли к прачечным, парикмахерским и мастерским по ремонту обуви. Причем использование запчастей фактически приравнивается к "расходникам", как одеколон в парикмахерской или стиральный порошок в прачечной. В итоге действующее законодательство сделало фирменный автосервис низкорентабельным, а то и вовсе убыточным.

"Во всем мире в структуре доходов дилерских станций основное место занимает именно продажа запчастей и аксессуаров. В обороте предприятия это направление занимает около 80%, и только 20% приходится на работу. В Беларуси же делать розничную торговую наценку на запчасти запрещено, так как автозапчасти, приобретенные у импортеров, при их установке на автомобиль в сервисных центрах должны реализовываться только по цене приобретения, а увеличивать нормочас беспредельно не позволяет рыночная конкуренция. Зарегулированность этого сектора и препятствует развитию в нашей стране сертифицированных и авторизованных СТО", - говорит Людмила Шабанова.

На эти же недостатки понемногу начинают сетовать и представители страховых компаний. В последний год сборы от полисов добровольного страхования автотранспорта у них падают, а вот выплаты по страховым случаям, наоборот, увеличиваются. Ведь владельцы СТО, желая минимизировать свои издержки, стараются понемногу подкручивать цены на услуги. В итоге страдает потребитель.

Сегодня представители автодилеров выступают с предложением отменить ограничения в ценообразовании при установке на СТО автомобильных запчастей, замене масел, жидкостей и прочих автомобильных комплектующих вне зависимости от цели их приобретения продавцом и невзирая на то, является ли продавец первым поставщиком. При этом специалисты особо указывают на необходимость уравнять условия хозяйствования предприятий, торгующих запчастями и устанавливающих их в мастерской: неважно, импортировал продавец эти детали сам либо же приобрел их у поставщика. Кроме того, установить единый порядок регламентации цен на товары независимо от цели их приобретения - отменить предельные надбавки на все товары, за исключением определенного перечня социально значимых.

Обиднее всего для автодилеров, что их "коллеги" по службам быта - химчистки и прачечные - около года назад получили "вольницу". Минэкономики в апреле 2009 года разрешило им устанавливать цены на свои услуги самостоятельно. Несмотря на то что впоследствии ведомство констатировало резкий рост цен в этом сегменте (в частности, постричься в Минске стало в среднем на 60% дороже), спустя непродолжительное время конкуренция парикмахеров сбила цены до нормального уровня. Сегодня, когда в адрес предприятий бытового обслуживания с высоким уровнем добавленной стоимости звучат предложения освободить их от уплаты НДС, станции техобслуживания по-прежнему не рассматриваются как кандидат на послабление.