Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Александр ПОЛОСМАК,

Не замечали, что в Минске стало так много "зебр" и "спящих полицейских", что аж в глазах рябит и подвеска поскрипывает? Не успеешь тронуться, как снова надо тормозить. На проспекте Пушкина, к примеру, даже после капитального ремонта средняя скорость движения всего 28 километров в час. Ненамного быстрее поедешь и по другим крупным улицам - Куйбышева, В. Хоружей, Я. Коласа, где поперек движения также легли "бугры" и полосы. Так мы едем или стоим? Все эти препятствия на дороге - необходимость или перестраховка?

...На стометровый отрезок улицы Кульман приходится четыре нерегулируемых пешеходных перехода. Движение одностороннее. Стою и считаю. За полчаса по улице проехали 200 машин, примерно столько же человек перешли дорогу, из них 14 - в неположенном месте. Останавливаться, понятно, приходится и автомобилям, и пешеходам, но ведь затраты несоизмеримы. Порой из–за одного неторопливого прохожего тормозят десятки машин! Так для кого дорога?..

Редко кому удается проехать этот участок без остановки. Например, внедорожник трижды остановился и столько же раз газовал: из выхлопной трубы вырывались серые клубы дыма. Теперь понятно, почему на "Комаровке" такой воздух...

- По самым оптимистичным подсчетам, на этом стометровом участке дороги потери для окружающей среды составят около 9,5 млн рублей в год. Это если автомобили едут без остановки, - приводит данные по специальной методике председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - Но ведь машины притормаживают, чтобы пропустить пешеходов. А значит, выбросы вредных веществ увеличиваются. И затраты уже составляют 51 млн рублей.

В пять раз больше! Добавьте сюда стоимость топлива, износ тормозной системы, покрышек, потери во времени... Но на другой чаше весов - стоимость человеческой жизни. Она, кстати, как цинично это ни прозвучит, исчисляется по сложным формулам с учетом важнейших экономических показателей. Жизнь водителя, пешехода или пассажира, по подсчетам специалистов, эквивалентна 570 млн рублей. Значит, "барьеры", которые так раздражают водителей, оправданны?

- Они снижают риск ДТП на 80%, но это - крайняя, вынужденная мера, - начальнику отдела организации дорожного движения УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрею Зырянову такая ситуация тоже не нравится. - Возле Дворца молодежи "спящие полицейские" появились после того, как там сбили мальчика. И переходы у "Комаровки" - это также памятники погибшим.

Возможно, мера и эффективная. Но почему-то единственная. Хотя арсенал средств снижения скорости огромен. За рубежом применяют перерезанные перекрестки, медианные барьеры, поворотные островки, искусственные неровности, в том числе поднятые переходы, мини-кольца, заужения-горловины, просто изгибы улицы... И совсем не обязательно портить нервы водителям и подвеску.

Кстати, есть такой европейский норматив: не менее 40% трафика в городе должно приходиться на скоростные магистрали, где нет ни одного пешехода или светофора. В Минске всего один такой пример - МКАД. Может, строя городские перспективы, следовало бы подумать и об этом?