Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Евгений Пестинский,

Именно так можно условно сформулировать приглашение заместителя начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадима Гаркуна всем автолюбителям, пользующимся дорогами столицы. Уходящий 2009-й показал эффективность мер, предпринимаемых ГАИ для снижения аварийности на дорогах, но вместе с тем не позволил расслабиться ни автомобилистам, ни пешеходам, ни сотрудникам Госавтоинспекции. Количество легкового автотранспорта в Минске по-прежнему увеличивается, но изменения в правилах ввоза могут впервые за многие годы поменять ситуацию.

– Насколько увеличилось количество автомобилей на дорогах Минска?


– По нашему анализу, количество машин в Минске прирастает практически теми же темпами, что и в прошлом году. За 11 месяцев в Минске прибавилось 39 055 машин, и сейчас общее число автотранспорта составляет 646 079 единиц. Столица достаточно автомобилизирована, и прирост транспорта существенно заметен на улицах города.

– Как изменилась качественная структура столичного автопарка? Стали ли машины, на которых ездят минчане, моложе? Машины из каких стран прибывают к нам?

– Подробный анализ среднего возраста автомобилей мы не проводили, но в любом случае транспортный парк молодеет, и теперь редко можно увидеть устаревшие модели. Приток транспортных средств из Америки снизился, предпочтение отдается европейским производителям, что связано, я думаю, с хорошим качеством и комплектацией европейских машин.

– Столичные улицы явно не были рассчитаны на то, что автопарк будет пополняться так быстро. Какие тенденции отмечены в миграции проблемных мест на дорогах столицы? Поменялись ли традиционные места "дислокации" автомобильных пробок?

– Вряд ли можно сказать, что в каких-то местах в Минске существуют постоянные автомобильные заторы. Но участки дорог, на которых в часы пик скапливаются машины, известны и нам, и участникам движения. Обусловлены они, в первую очередь, проведением реконструкции и дорожных работ.

Сейчас идет реконструкция участка дороги на улице Маяковского от микрорайона Лошица до улицы Денисовской, на проспекте Независимости при выезде из микрорайона Уручье, ведется реконструкция транспортной развязки на улице Тимирязева, поэтому затруднено движение на участке от проспекта Машерова до кольцевой дороги. В ближайшее время, с вводом в эксплуатацию этих ремонтируемых участков, такие проблемы будут решаться. В центральной части города в пиковое время периодически также возникает затрудненное движение транспорта.

– Пришлось ли ГАИ как-то изменять свои методы работы в уходящем году? Внедрялись ли какие-то инновационные программы по работе с автолюбителями?


– В нашей работе по улучшению транспортной среды можно четко выделить три направления: проблемы с транспортными средствами, которые участвуют в движении; работа с участниками движения – пешеходами и водителями; дорога и улицы, по которым осуществляется движение транспорта. По всем этим направлениям ведется соответствующая работа.

В вопросе повышения безопасности дорожного движения наиболее важна работа с участниками движения и качество дорог и улиц. Качество автопарка на сегодняшний день достаточно высокое, техническое обеспечение безопасности водителя и пассажира, находящихся в современном автомобиле, гарантировано серьезными производителями. Но необходимо изменить сознание участников дорожного движения, их отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. В работе с участниками дорожного движения мы будем продолжать разъяснять правила дорожного движения, прививать осознание необходимости соблюдать эти правила.

Создание безопасной инфраструктуры – это тоже очень серьезный и емкий вопрос, связанный с вложением материальных ресурсов. Сейчас существует проблема в обеспечении безопасности дорожного движения на кольцевой дороге, самой скоростной в Минске, внесены конкретные предложения по установке ограждений, исключающих переход проезжей части кольцевой автодороги, ведутся проектные работы инженерных планировочных решений для того, чтобы повысить комфортность и безопасность движения по автостраде. В этом году была усовершенствована система автоматизированного управления дорожным движением, расширены ее технические возможности, ведется работа по установке в Минске интеллектуальной транспортной системы на базе видеоконтроля.

Я думаю, все запланированные и проводимые мероприятия позволят жителям и гостям Минска с каждым годом ощущать себя более безопасно на улицах и дорогах.

– Сколько аварий произошло в уходящем году? Сколько транспортных средств и участников движения пострадало в них? Кто чаще виноват в чрезвычайных происшествиях на дорогах?

– За одиннадцать месяцев этого года в Минске произошло 1041 происшествие, в котором пострадали люди. В этих ДТП 67 человек погибло, 1157 получили ранения. Если сравнивать с цифрами прошлого года, то по всем позициям в цифровом значении отмечается снижение: в 2008 году в 1121 происшествии, происшедшем за тот же период, погибло 69 человек и 1240 получили ранения. Постепенно мы идем к тому, чтобы сокращать количество аварий и человеческих жертв.

– Многое на дороге зависит от подготовки водителя и знаний пешеходов. Какая ситуация складывается в столичных автошколах? Сколько попыток приходилось сделать самому настойчивому курсанту для получения заветного водительского удостоверения? Какие проблемы наиболее характерны для автошкол?

– Подготовка водителей входит в компетенцию Министерства транспорта и коммуникаций, Госавтоинспекция контролирует соблюдение правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

С каждым годом возрастает число желающих получить водительское удостоверение. За десять месяцев этого года число водителей, получивших водительское удостоверение, выросло до 39 262 человек, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Но качество подготовки водителей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. С первого раза успешно сдают экзамен 40% от общего числа курсантов. Есть пример, когда человек 56 раз приходил на сдачу практического экзамена.

Много разговоров ведется по поводу того, кого же больше за рулем транспортного средства – мужчин или женщин, и каким образом экзамены характеризуют их способность к управлению транспортным средством. В последние годы среди курсантов сохраняется следующая тенденция по гендерному составу: из ста кандидатов, пришедших на экзамен, 65% – мужчины, 35% – женщины. При этом женщины удачнее проходят теоретическую часть экзамена, но мужчины лучше ориентируются в практическом вождении.

– Кто из участников движения – неавтомобилистов – подвергается большей опасности на дорогах? Каких изменений требовала работа с этими участниками дорожного движения от ГАИ в уходящем году?

– Больше половины всех дорожно-транспортных происшествий связаны с наездом на пешеходов. Если мы сможем повлиять на эту ситуацию, то можно будет изменить ее в корне.

Анализ говорит о том, что приблизительно в половине случаев наездов на пешеходов виноваты сами пешеходы. Но зачастую приходится констатировать тот факт, что водители не в полной мере уважительно в рамках существующих правил относятся к пешеходам, которые переходят проезжую часть по переходам. ГАИ видит решение этих проблем не только в карательных мерах, но и в создании безопасной среды, от которой очень многое зависит. Мы применяем световозвращающие дорожные знаки на алмазной пленке, используем дорожную разметку с термопластиком, которая повышает информативность этих пешеходных переходов, надстраиваем островки безопасности для пешеходов с установкой соответствующих знаков, принудительно зауживаем проезжую часть в местах пересечения транспортных и пешеходных потоков, устанавливаем искусственные неровности в районе пешеходных переходов, особенно в районе детских дошкольных и школьных учреждений. Я думаю, такой комплекс мер позволит пешеходам почувствовать себя несколько безопаснее на дорогах.

– Сегодня самый актуальный вопрос, который обсуждается в среде автолюбителей, касается того, что будет после Нового года, когда начнут действовать заградительные ввозные пошлины для юридических лиц, и после первого июля, когда такие же пошлины будут применены и к физическим лицам. Обсуждая временной зазор, который дан физическим лицам, некоторые высказывают мнение, что при регистрации автотранспорта в технические паспорта будет вноситься отметка о том, что машина ввезена в страну и приобретена физическим лицом без права перепродажи в течение какого-то срока. Насколько вероятен, на ваш взгляд, этот сценарий развития событий?

– Госавтоинспекция – это орган, осуществляющий государственный контроль над соблюдением тех или иных нормативных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Законотворческая деятельность или внесение каких-то норм не является функцией ГАИ. Мы можем обсуждать это в части соблюдения нормативной базы, которая существует в данный момент. Если завтра эта нормативная база будет изменена, мы будем контролировать дорожное движение в той мере, как это будет определено законодателем.

– Ожидает ли ГАИ снижение темпов прироста автотранспорта на столичных дорогах с введением заградительных пошлин?

– Пока достаточно сложно судить и делать какие-то выводы, если у нас нет документов, которые будут определять отношения в этой сфере. Сейчас можно сказать, что наблюдается некоторое оживление в регистрационных подразделениях, которое, наверное, можно связать с тем, что граждане, не откладывая вопрос приобретения автомобиля на перспективу, желают купить его сейчас на тех условиях, которые им понятны и известны.

– Каковы прогнозы Госавтоинспекции относительно следующего года?

– Тенденция последних девяти лет говорит о том, что мы идем по пути снижения дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах Минска. Этот путь достаточно нелегкий, направлений работы достаточно много, и по каждому из них мы планируем проведение определенных мероприятий. Ту задачу, которая поставлена перед службой Госавтоинспекции по неукоснительному снижению уровня травматизма на дорогах, мы выполняем и приложим все усилия, чтобы эта тенденция сохранялась.