Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Судя по всему, автомобильный бизнес Беларуси стал разменной монетой в нефтегазовых переговорах о создании таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Невольными заложниками обстоятельств снова оказываются покупатели автомобилей. О том, как автомобильный рынок Беларуси отреагирует на нововведения в 2010 году, рассуждают эксперты.
 
Вопрос о поднятии "растаможки" для юрлиц и ИП уже решен. Официально подтверждено, что с 1 января 2010 года они почти на 100% будут дублировать российские. Таким образом, существенно подорожают новые автомобили, а дорога для бэушных автомобилей из Америки и Европы будет закрыта. Прежние пошлины на автомобили будут актуальны для физлиц только при самовывозе автомобиля. По крайней мере, ситуация останется такой до 1 июля 2010 года. Именно в этот срок стороны таможенного союза должны договориться о правилах ввоза автомобилей физлицами для собственного пользования.
 
Автомобильный рынок в нынешнем году и так изрядно потрепало. По предварительным прогнозам рынок упадет на 40% к объемам 2008 года. Однако даже такой послекризисный уровень продаж для многих автомобильных дилеров так и останется несбывшейся мечтой в следующем году: по самым оптимистичным прогнозам продажи дилеров в первом полугодии 2010 года оцениваются в 2200-2300 новых автомобилей. Таким образом, после всех нововведений в законодательстве объем рынка новых автомобилей сократится в 10 раз по сравнению с 2008 годом. Другими словами, уровень продаж новых автомобилей откатится на уровень 2002-2003 гг.
 
Вполне резонно, что автомобильные дилеры попытаются сформировать склады растаможенных автомобилей в Беларуси. Однако дефицит оборотных средств, а также дороговизна кредитных ресурсов, подсказывает, что этих складов хватит максимум на месяц-полтора. Так или иначе, автомобильные дилеры, а стало быть, и покупатели не смогут обойти стороной еще одну скрытую угрозу.
 
Масло в огонь подливают слухи о НДС. До настоящего момента автомобили облагались НДС на льготных условиях. Сейчас приходится констатировать, что весьма высока вероятность отмены таких условий и с 1 января автомобили будут облагаться НДС в полной мере. Если эта информация подтвердится, то к стоимости автомобиля можно смело прибавить еще 20%.
 
Приведем пример расчета стоимости автомобиля до начала распродаж в 2009 году и в 2010 году. По прайс-листу 2008 года Passat B6 с дизельным двигателем 2,0 TDI в базовой комплектации стоил $26 396, включая таможенные платежи. С учетом роста "растаможки" и обложения 20% НДС, стоимость такого же автомобиля в 2010 году составит $35 163. При этом, чем выше будет таможенная стоимость автомобиля и объем его двигателя, тем большей будет разница между прежней и новой ценой.
 
Неудивительно, что в подобных условиях рынок новых автомобилей ожидает перераздел. Выжить смогут лишь те дилеры, которые имеют серьезную долю юридических лиц в своей клиентской базе. А это означает, что первую скрипку будут играть такие операторы рынка как Volkswagen, Ford, Peugeot, Renault, Skoda и Mazda.
 
По идее, заградительные пошлины на ввоз новых автомобилей, вводятся для защиты интересов российских заводов. Однако эксперты рынка считают подобные меры малоэффективными, ведь белорусский покупатель в хорошем смысле слова "избалован" качественными иномарками и навряд ли пересядет на бюджетные автомобили российского автопрома.
 
В долгосрочной перспективе относительно устойчивыми окажутся дилеры тех мировых автогигантов, у которых налажено полноценное производство автомобилей в России. На сегодняшний момент это Ford, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen и др. Однако говорить о массовой поставке новых автомобилей из РФ в Беларусь пока не приходится. Мощности российских заводов не позволяют в полной мере представить весь модельный ряд и зачастую ограничиваются 1-2 производимыми моделями.
 
Ближе к июлю 2010 года станут ясны правила, по которым белорусский автобизнес будет функционировать в ближайшие годы. Так или иначе, нынешние пертурбации всерьез затронут рынок новых автомобилей в Беларуси. И очень велика вероятность, что уже к лету 2010 года рынок недосчитается ряда автомобильных марок.
 
Илья Богатырев