Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Вероятнее всего, с 1 января таможенные пошлины поднимутся лишь в отношении юридических лиц. Об этом свидетельствуют немногочисленные интервью первых лиц таможенного комитета. Однако многие автомобилисты и потенциальные покупатели глубоко заблуждаются, что в этом случае повышение "растаможки" их не коснется.
 
Слухи по поводу повышения таможенных пошлин получают подтверждение. В интервью БелТА главный белорусский таможенник А. Шпилевский заявил: "Единый таможенный тариф Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана касается только пошлин, взимаемых с юридических лиц. Порядок ввоза физическими лицами будет регулироваться другими документами". Многие автомобилисты поспешили вздохнуть с облегчением. Однако при более детальном рассмотрении, становится очевидным, что повышение таможенных пошлин для юридических лиц рикошетом отразится и на физических лицах.
 
В соответствии с действующим в Беларуси таможенным законодательством, автомобиль подлежит таможенной очистке непосредственно при ввозе в таможенное пространство Беларуси. И если автомобиль в страну ввозит официальный дилер, то "растаможка" рассчитывается по тарифу для юридического лица, вне зависимости от того, кто станет конечным покупателем: физическое лицо либо организация. И в этом кроется суть проблемы. Совершенно неважно, является ли покупатель физическим или юридическим лицом, – после 1 января все будут вынуждены приобретать автомобили, растаможенные дилерами по новым тарифам. Исключение составят лишь машины, ввозимые на территорию Беларуси непосредственно физлицами – конечными потребителями. Таким образом, с 1 января непрозрачному рынку бэушных автомобилей будет зажжен зеленый свет, а деятельность официальных дилеров окажется под вопросом.
 
Печально, но ситуация с "растаможкой" в Беларуси напоминает день сурка. Все это мы уже проходили – разные шкалы таможенных тарифов для физических и юридических лиц существовали вплоть до 2005 года. Тогда многие автодилеры вполне успешно использовали пробелы в таможенном законодательстве. Впрочем, сегодня операторы авторынка не любят распространяться об этом – виновные давно наказаны, штрафы уплачены… Указ № 546 от 24 октября 2005 года, устранивший разницу в таможенных тарифах для юридических и физических лиц, поставил точку в этом вопросе. Фактически, этот документ стал отправным пунктом для цивилизованного развития автомобильного рынка. Как результат, всего за четыре года рынок новых автомобилей вырос в 10 раз с 2,5 тыс. единиц до более чем 25 тысяч. Существенно выросла занятость в отрасли и поступления налогов в госбюджет.
 
Как показывают события ноября этого года, мы скоро наступим на хорошо знакомые грабли. С подписанием таможенного союза, автомобильный рынок Беларуси откатится в самое начало своего развития. И вряд ли кто-либо из операторов автомобильного рынка польстится на поставку нескольких автомобилей для физических лиц по серым схемам – уж слишком велик риск потерять весь бизнес. Вот и получается, что физические лица станут невольными заложниками повышения пошлин на автомобили для юридических лиц.
 
27 ноября в Минске состоится встреча президентов трех стран-участниц Таможенного союза. Ожидается, что именно тогда окончательно прояснится ситуация со ставками таможенных пошлин на автомобили. Тогда же будет понятно, прислушается ли таможенный комитет к предостережениям Белорусской автомобильной ассоциации.
 
Илья Богатырев