Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Михаил Богдановский,

От качества топлива зависят срок эксплуатации автомобиля и его поведение. Кроме того, от качества топлива зависит и то, насколько вреден будет воздух, которым мы дышим. О том, как проверить качество топлива, о разрешении конфликтных ситуаций между недовольными качеством топлива клиентами и АЗС, а также о том, как обезопасить природу от вредного воздействия АЗС, рассказала Ирина Володько, директор предприятия "Астотрейдинг" (сеть АЗС А-100).

– Топливо каких стандартов сегодня доступно в розничной сети?


– На наших АЗС реализуется топливо только белорусских производителей. Отечественные заводы производят топливо высокого качества, которое соответствует заявленным ГОСТам или техническим условиям. Эти технические условия ничем не отличаются от европейских, поэтому все белорусское топливо идет на экспорт и на внутренний рынок.

Наш потребитель может быть совершенно уверен, что на наших заправочных станциях продают точно такое же белорусское топливо, которое продают в Европе.

– Насколько вредны выбросы от этого топлива?

– Все зависит от того, какая технология применяется на заправочной станции. Если АЗС оборудована самым высококачественным, технологичным оборудованием, это позволяет избежать попадания вредных паров в атмосферу. На топливораздаточных колонках установлены пароотсосы, сливные устройства оборудованы системой рекуперации, что не позволяет вредным парам выходить в
атмосферу при сливе топлива в больших количествах. Так что вредные выбросы зависят скорее от политики предприятия, которое устанавливает оборудование на заправках.

– Есть ли смысл завозить в Беларусь заграничное топливо?

– Я думаю, смысла в этом никакого нет. Белорусские заводы производят все виды топлива, кроме бензина АИ-98. Поэтому завоз топлива небелорусского производства неактуален.

– Все ли топливо, реализуемое в Беларуси, соответствует заявленным стандартам?

– Последовательная политика концерна "Белнефтехим" последних лет практически исключила попадание на белорусский рынок некондиционного топлива. Предприятия, которые реализуют топливо, выстраивают несколько уровней контроля качества продаваемого продукта.

Первый уровень контроля происходит непосредственно на заводе-производителе. На нашей памяти были случаи, когда завод приостанавливал отгрузки, если топливо не соответствовало качеству, заявленному в паспорте. Иногда это даже создавало небольшой дефицит, но до тех пор, пока качество не соответствовало требуемым ГОСТам и техническим условиям, завод не начинал отгрузки.

Следующий уровень контроля осуществляется непосредственно в месте хранения. Наша компания работает с нефтебазами, у которых есть аккредитованные лаборатории, и каждая партия топлива подвергается анализу.

Далее контроль происходит на самой заправочной станции, где непосредственно перед сливом из автоцистерны отбирается проба, которая хранится до момента реализации топлива. После слива топливо, прошедшее все пункты контроля, идет на реализацию.

– Часто ли автомобилисты спрашивают сертификаты качества топлива?

– По требованию клиента мы обязаны предоставить ему паспорт на топливо, и есть люди, которые этими паспортами интересуются. Особенно это касается дизельного топлива в зимний период, когда у многих возникают проблемы с автомобилем в сильные морозы. Такие паспорта мы распечатываем в увеличенном размере и расставляем на видных местах, чтобы у людей не возникало никаких вопросов.

– Часто ли контролирующие органы интересуются качеством топлива?

– Контролирующие органы уделяют очень пристальное внимание качеству реализуемого топлива, и практически каждая наша заправочная станция раз в неделю проверяется. Результаты этих проверок позволяют мне сказать, что качество топлива, которое мы продаем, соответствует самым высоким требованиям.

– Если выявляется топливо, которое не соответствует заявленному качеству, что с ним потом происходит?

– За последние пять лет таких случаев у нас не было.

– Часто ли возникают конфликтные ситуации, когда клиент недоволен качеством топлива или поведением своего автомобиля после заправки? Как вы разрешаете эти ситуации?

– Конечно, такие случаи бывают. Каждое нарекание к качеству топлива расценивается как чрезвычайное происшествие, и каждый такой случай разбирается руководством предприятия. В спорном случае мы отправляем контрольную пробу топлива на анализ.

Кроме того, по требованию клиента мы можем направить топливо, отобранное из колонки, на дополнительный анализ в аккредитованные лаборатории. Такой анализ стоит примерно 120-180 тысяч белорусских рублей, и если топливо подтверждает заявленное качество, то расходы придется оплатить клиенту.

На такие экспертизы идут редко. Как правило, клиенту достаточно просмотра документов, сопровождающих топливо, чтобы решить все вопросы.

– Случается ли, что по каким-то причинам клиент заправляется не тем топливом, какое требуется автомобилю, и предъявляет претензии вам?

– Часто мнение людей формируют некомпетентные консультации специалистов автосервисных служб. И очень жаль, что наши автолюбители прислушиваются к такому мнению. Тот, кто считает, что дешевле заправить автомобиль бензином АИ-92 вместо АИ-95, сильно заблуждается.

– Что вы делаете в случае, когда нарекания и претензии к качеству топлива возникают со стороны проверяющих органов?

– Проверки – это в большей степени корректная совместная работа. Контролирующие органы берут пробы топлива и сдают их в свою аккредитованную лабораторию на анализ. Если с качеством топлива все в
порядке, то нам просто присылают подтверждающий это документ. На этом отношения с контролирующими органами заканчиваются.

– Как осуществляется переход на зимний дизель? В какой момент на АЗС привозят зимнее топливо?

– Буквально на следующей неделе белорусские заводы начнут производство зимнего дизеля, и мы начнем его закупать. Летний и зимний дизель должны храниться раздельно. Первые поставки зимнего дизеля будут размещены в отдельные резервуары на складах, и при температуре -1°С топливо будет доставлено на АЗС. Зимний дизель на заправках не меняется до устойчивых плюсовых температур. Остатки летнего дизеля до весны хранятся в отдельных резервуарах.

– Насколько востребовано биотопливо? Кто им пользуется?

– Биотопливо – это новый вид топлива, и его эксплуатационные свойства еще хорошо не известны. Наша страна, как и все европейские страны, пытается использовать альтернативные виды топлива. В этом году наряду с традиционным дизелем мы можем предложить биодизель. Оценить опыт работы с ним пока сложно. О его востребованности можно будет сказать только в следующем году.

– Вы бы рекомендовали заправлять дизельные автомобили биотопливом, или лучше не экспериментировать?

– Мне кажется, попробовать стоит.

– Какие виды альтернативного топлива, на ваш взгляд, следовало бы внедрять в Беларуси?

– Наша компания была первой, кто десять лет назад предложил автолюбителям альтернативный вид топлива – сжиженный углеводородный газ. Сейчас им уже никого не удивишь. В скором будущем мы сможем предложить нашим клиентам заправлять свой автомобиль экологически чистым природным газом. Кроме того, всемирные автогиганты настойчиво рекомендуют автомобилистам пересаживаться в электромобили. Поэтому в ближайшие пару лет нужно быть готовым дать клиентам возможность подзарядить батареи электромобилей.

Для того чтобы быть впереди, сегодня нужно думать и о высоких технологиях, о проектах с водородным топливом.

– Какова цена вопроса для Беларуси на переоборудование и предоставление возможности владельцам гибридных автомобилей комфортно передвигаться по стране?

– Все новое приходит не так легко, как нам хотелось бы. Я не думаю, что у людей, которые живут в современном мире, будут возникать большие сложности. В любом случае все вопросы решаемы.