Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Радион Тутор,

Очередная важная задача, поставленная для Беларуси, - развитие сети логистических центров с соответствующим развитием дорожной сети, что, в свою очередь, должно принести стране многомиллионные долларовые доходы. По словам разработчиков сети, к 2015 году, как предписывает госпрограмма, полностью завершить ее формирование не удастся, несмотря на то что сегодня уже ведутся активные работы по созданию отдельных центров. К работе активно присоединяются иностранные инвесторы, но специалисты, работающие "внутри" системы, уверены, что благое намерение обернется простым возведением стен. "А логистика ж не в том", - говорит директор транспортно-логистической группы компаний "Фабеас" Андрей Поддубский. О сегодняшнем положении дел в отрасли и ее перспективах он рассказал ET CETERA.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Как чувствуют себя сегодня перевозчики? 


- Кризис достаточно мощно коснулся деятельности транспортно-логистических компаний. Объемы работы практически по всем направлениям значительно уменьшились: примерно на 40-50%. Хотя уже сейчас можно говорить о некоторой стабилизации, она не означает, что ситуация начнет улучшаться. Однако итоги августа-сентября дают надежду на постепенный рост в деятельности экспедиторов.

- Кто выступает в качестве основных партнеров белорусских логистических компаний?

- Транспортно-логистический рынок в европейском масштабе - это десятки и сотни тысяч компаний. Логистика - это управление потоками, и, как правило, управляются они информацией. От того, насколько своевременно и качественно она собирается, насколько правильные делаются выводы, зависит наш успех.

Партнерами логистических компаний могут быть перевозчики и экспедиционные компании, как маленькие, так и носящие транснациональный характер, с тысячами сотрудников.

Наша компания сотрудничает со всеми основными морскими линиями, которые входят в десятку по мировому объему перевозок. С некоторыми мы заключаем контракты напрямую, с некоторыми работаем через региональных представителей и агентов. 

- Некоторые эксперты полагают, что белорусский логистический рынок испытывает дефицит специалистов. Чувствуете ли вы это в своей деятельности?

- Да, действительно, такой дефицит мы ощущали с момента создания компании. Только сейчас стали готовить специалистов на факультете логистики БГЭУ. Мы начинаем искать сотрудников еще из числа студентов, которые отвечают нашим требованиям по личностным качествам, работаем с людьми, которые постоянно стремятся к чему-то новому, а не останавливаются на достигнутом, а потом сами обучаем их и прививаем деловую хватку. 

- С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе на белорусском рынке? 

- Самая большая сложность, которая возникла в связи с кризисом, состоит в снижении спроса. Клиентов стало меньше, все они стали экономить на услугах логистов.

За последние два года для наших клиентов, которые в основном являются импортерами либо компаниями, ведущими внешнеэкономическую деятельность, ужесточились условия расчетов с зарубежными контрагентами. Имиджевая позиция Беларуси для зарубежных контрагентов не самая лучшая. Беларусь - это страна рисков, тем более после запрета предоплаты. Приходится придумывать варианты, при которых можно работать с клиентами, не нарушая законодательства.

Еще одна проблема, которая существовала всегда, - это расчеты с иностранными компаниями за хранение на терминале, транспорт, логистические услуги. Государство не понимает, почему уходят деньги, а товар не возвращается. Белорусское законодательство рассматривает иностранные компании в качестве оффшоров, и нам приходится освобождать иностранные компании от белорусского налога. Эта парадоксальная, с точки зрения наших иностранных партнеров, ситуация серьезно ограничивает развитие логистических компаний малого и среднего бизнеса в Беларуси. 

- Как вы считаете, поможет ли создание белорусских логистических центров увеличению объема грузоперевозок через территорию Беларуси? 

- Хотелось бы верить, что создание транспортно-логистических центров в областях и районах приведет к бурному увеличению грузопотока в Беларуси. В логистике увеличение грузопотока на 30-50% не означает значительных успехов - это скорее конъюнктурные изменения.

Но в любом хорошем деле не бывает мелочей. Всего должно быть в меру, все должно быть своевременно. Если какого-то компонента не будет хватать, результат будет, но не такой, который все ожидали. По моему мнению, при открытии логистических центров сейчас делается упор на физическое воздвижение стен. Это, безусловно, нужно, но далеко не достаточно для достижения успеха.

Нам нужно готовить квалифицированный логистический персонал для того, чтобы работа не останавливалась из-за нехватки какой-то бумажки. Максимум работы должно делаться самим сотрудником терминала в минимальные сроки. Сотрудник на терминале должен быть союзником клиента, а не его оппонентом. Если сотрудники логистических центров будут ставить себя выше всех остальных, как это зачастую делают чиновники, иностранные грузы сюда не пойдут. Персонал должен быть квалифицированным, лояльно настроенным, идеально говорящим на иностранных языках.

Не менее важным аспектом является изменение законодательства. Если государство хочет привлечь большее количество транзитных грузов, нужно упрощать законодательство. У нас очень выгодное геополитическое положение между Россией и ЕС, которое может принести нам миллиарды долларов. Нужно только умело им воспользоваться.

Сейчас же складывается ситуация, когда клиенты предпочитают потратить большие деньги, только чтобы пустить свой груз в объезд Беларуси. Государство должно отказаться от попытки тотального контроля. Переход права собственности между компаниями-нерезидентами должен быть максимально упрощен. Кроме того, если мы открываем терминалы для грузоперевозок, логичнее было бы все расчеты между покупателем, продавцом и посредническими компаниями проводить через белорусские банки. 

- Как вы считаете, придут ли инвесторы в нашу страну после принятия Декрета № 10? Как иностранные партнеры на него отреагировали?

- Наши иностранные партнеры удивлены тем, что происходит в Беларуси, и многие считают, что наша страна намного ближе к Европе, чем, допустим, Украина. Но государственные органы нашей страны совсем не проявляют активности в популяризации Беларуси, предоставлении информации о ней.

Инвестор - это рисковый и в то же время осторожный человек. Нашего декрета для него недостаточно, он предпочтет выждать пять-семь лет, чтобы посмотреть, как изменится ситуация в стране. Так что реальный приток инвестиций можно ожидать не раньше, чем через несколько лет.

- На каких условиях, на ваш взгляд, возможен допуск частных компаний в создание логистических центров? Что могут привнести в эти центры частные компании?

- Я думаю, допуск частных компаний внесет активность и быструю, своевременную и нужную реакцию на изменение рынка. Государственные органы не могут реагировать так быстро, как это необходимо. Частный бизнес всегда реагирует адекватно и своевременно.

Если государство будет прислушиваться к частному бизнесу, будет вести с ним диалог и поддерживать контакт, это будет на пользу обеим сторонам и принесет значительный доход. В успешном государстве не может быть бедных людей - так же, как у процветающей компании не может быть бедных учредителей. Поэтому государство и частный бизнес должны выступать в роли партнеров.

Условия, на которых частные компании примут участие в создании логистических центров, нужно обсуждать, и это не обязательно будут деньги. От частного бизнеса, например, можно взять персонал и инициативу в изменении законодательства. 

- Почему только недавно стали обращать внимание на выгодное географическое положение нашей страны?

- Беларусь когда-то была частью Великого княжества Литовского, которое идеально использовало свое положение для транзита товаров в различных направлениях. И даже после выхода из ВКЛ выгодное положение Беларуси осталось.

Я считаю, что исторический шанс для белорусов - именно сейчас использовать свое геополитическое положение между большими и богатыми соседями. 

- Почувствовала ли ваша компания диверсификацию рынков сбыта на восточных партнеров? Увеличивается ли количество заказов в этом направлении?

- Как ни странно, почувствовала. Раньше мы специально ограничивали свои контакты с государственными и окологосударственными компаниями, работали в основном с малым и средним бизнесом.

Сейчас ситуация изменилась. У нас есть контакты с известными людьми из ЮАР, которые заинтересовались нашими "МАЗами". Я не верил, но МАЗ согласился, чтобы поставка техники шла через нашу компанию.

Основными странами-заказчиками компании "Фабеас" являются импортеры из Юго-Восточной Азии, больше всего из Китая. Так сложилось исторически. Сейчас к китайским производителям добавилась Индия и Южная Америка. Я считаю, что именно эти направления будут перспективны в плане морских перевозок.

Основные наши партнеры в Европе - это Германия, Франция и, безусловно, Россия. 

- Какие товары чаще всего ввозят и вывозят из нашей страны? Какой самый необычный груз вы перевозили?

- Несмотря на кризис, ввозится гораздо больше товаров, чем вывозится. Наряду со станками и оборудованием ввозится большое количество необязательного импорта, то есть изделий, которые можно производить в Беларуси. Это происходит потому, что себестоимость белорусских товаров на 30-40% выше, чем завезенных из-за рубежа. Так, например, обстоит ситуация с женскими шпильками для волос. Их дешевле ввезти, чем произвести у нас.

Ну а самый необычный груз, я думаю, нам еще предстоит перевезти, потому что мы планируем открыть новое направление по перевозке домашних животных. Это будут поездки на выставки.