Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Радион ТУТОР,

фотоМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в этом году стало инициатором проведения Дня без автомобиля. На что рассчитывают природоохранники 22 сентября, велик ли вклад автомобилей в общее загрязнение воздуха в Беларуси и каковы пути решения экологическо-транспортных проблем, - об этом для ET CETERA.Авто рассуждал начальник специальной инспекции государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Сергей Завьялов.

- С вашей точки зрения, чем вызвана необходимость проведения Дня без автомобиля?

- Беларусь и, в частности, столица не могла обойти стороной такую акцию. Ежегодно она проводится в двух тысячах городов. Необходимость проведения такой акции связана с тем, что во всем мире транспорт занимает первое место по объему выбросов загрязняющих веществ. В нашей стране из общего объема выбросов 72% приходится на транспорт. А в отдельных белорусских городах эта цифра доходит до 85% от общих выбросов загрязняющих веществ. Сегодня в республике зарегистрировано 3 276 000 автотранспортных средств. Причем 85% машин находится в личной собственности автовладельцев, а 15% принадлежит организациям. Ежегодно наши граждане приобретают все больше и больше автомобилей. Например, в прошлом году физическими лицами было ввезено более 217 тыс. автомобилей.

Есть и еще одна проблема: белорусы стремятся купить достаточно дешевые автомобили. Нас очень огорчает, что в прошлом году возраст более 60% ввезенных в страну машин составлял семь лет и старше. Учеными было доказано, что после семи лет эксплуатации автомобиль становится экологически небезопасным. Данные российского института НАМИ показали, что выбросы загрязняющих веществ после семи лет эксплуатации автомобиля начинают расти по всем показателям.

Средний пробег автомобиля за год составляет пятнадцать тысяч километров. За это время автомобиль потребляет около двух тонн топлива. Не забывайте, что при этом поглощается тридцать тонн кислорода! А две тонны топлива в результате дают нам порядка 700 килограммов угарного газа, 430 килограммов окислов азота и 230 килограммов всевозможных углеводородов. Поэтому мы не могли обойти этот день стороной.

- Акция "День без автомобиля" рассчитана в основном на крупные города. Можно ли говорить о том, что в Беларуси это в первую очередь акция для столицы?


- Неправильно говорить, что эта акция актуальна в первую очередь для столицы. На наше предложение откликнулось семнадцать органов государственного управления, которые на местах осуществляют эту акцию. Мы не говорим о ее больших масштабах, потому что участвуем в Дне без автомобиля всего лишь второй год. А в зарубежных странах более чем двенадцатилетний опыт проведения. Мы прекрасно понимаем, что за несколько лет очень сложно изменить психологию белорусов. Я думаю, что постепенно люди поймут необходимость проведения подобных мероприятий и начнут активно в них участвовать. Люди должны понять, что транспорт - это не только благо, но и проблема.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха идут более чем на 60 постах по всей республике. Данные этих замеров указывают на города, в которых ситуация требует улучшения. В 2008 году в столице и в отдельных городах Беларуси было зарегистрировано большое превышение уровня фенола в воздухе. Определенные проблемы есть в городе Речице, в Могилеве и в других уголках Беларуси.

Эта система наблюдения помогает и в управлении качеством воздуха. В новом законе "Об охране атмосферного воздуха" предусматривается возможность серьезного вмешательства в тех местах, где это необходимо. Вопросы транспорта требуют отдельного серьезного решения Министерства природы.

Важно и то, что для эксплуатации транспорта с высокими экологическими характеристиками нужно соответствующее топливо. А мы сегодня можем гордиться, что выпускаемое в стране топливо соответствует стандартам "Евро-4" и "Евро-5". Мы единственные на постсоветском пространстве, кто выпускает дизельное топливо с такими характеристиками. Правительством страны принят технический регламент на бензин и дизельное топливо. С 2011 года выпускаемый в стране бензин и дизельное топливо будет соответствовать всем европейским нормам.

- На ваш взгляд, насколько эффективным могло быть принятие в Беларуси запрета на ввоз автомобилей старше 7-10 лет?

- Мы понимаем, что запреты ни к чему хорошему не приводят. На мой взгляд, важно применять методы экономического стимулирования. Введенная в свое время норма ввозной пошлины для автомобилей старше 14 лет привела к определенным результатам. В страну перестал поступать хлам, который здесь никому не нужен. Я периодически бываю в областных центрах и вижу старые транспортные средства, которые приобретены для других нужд. Из 3 276 000 автомобилей сегодня еще достаточно высок объем транспортных средств производства стран СНГ или республик СССР. В Беларуси на учете стоит более 110 тысяч "Запорожцев". Радует, что по сравнению с 2008 годом таких автомобилей стало на 6% меньше.

- Каким образом Министерство природы и охраны окружающей среды участвует в контроле над вредными выхлопами транспортных средств?

- Сейчас вся контрольная деятельность в стране будет подчиняться требованиям, которые изложены в указе президента страны. До недавнего времени все предприятия, которые эксплуатируют транспортные средства, были разделены на соответствующие категории в зависимости от количества транспортных средств. Кроме того, были определены требования, при каком количестве автомобилей транспортная организация должна иметь специальный прибор контроля.

Сегодня контролируется соответствие фактического выброса норме, заявленной заводом-изготовителем. Например, в нашем стандарте для автомобиля "Жигули" норма выбросов составляла не более 1,5%, а для Volkswagen эта норма не должна превышать 0,5%.

Наше министерство совместно с ГАИ МВД проводит операцию "Чистый воздух". Основной задачей акции является снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами, содержащимися в выхлопных газах транспортных средств.

- Куда обращаться, чтобы утилизировать свое транспортное средство или какие-то его части?

- Этот вопрос является одним их самых проблемных. Сегодня в стране есть несколько технологий, связанных с утилизацией шин и старых покрышек.

Первое направление - это использование бытовых отходов и покрышек в качестве топлива для цементных печей. Сегодня линии такого типа установлены на двух белорусских заводах. Здесь появляются жесткие экологические требования, которые мы предъявили цементным заводам. Уже сегодня мы потребовали организовать действенный контроль над вредоносными выбросами в атмосферу. Самое главное - появился документ, который обязывает такие предприятия установить систему автоматического контроля над выбросами. Второе направление - это переработка шин в соответствующую крошку и в ряд других продуктов.

- Насколько Беларусь готова сегодня к активному внедрению автомобилей с гибридными двигателями в общий автомобильный поток?

- Сегодня выбросы транспорта составляют порядка 10% выбросов парниковых газов. Давно известно, что самым вредным парниковым газом являются пары воды. Ряд крупных ученых даже ставит под сомнение водородный двигатель. Если CO2 используется растениями, то в процессе сжигания водородного топлива потребляется кислород и выбрасываются пары воды. Пока глобальные масштабы воздействия трудно оценить. Сегодня в Национальной академии наук ведутся разработки по эффективной технологии получения водорода для различных нужд. К сожалению, я не могу с полной достоверностью сказать, насколько запланирован в республике выпуск соответствующих двигателей. Мы видим, что в Европе и США этот вид транспорта не нашел широкомасштабного применения.

- Сейчас Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Минтрансом разрабатывается система маркеров для транспортных средств. При прохождении техосмотра транспортные средства будут классифицировать по степени вредности их выбросов и помечать их соответствующими наклейками. На какой стадии разработки и внедрения находится эта система и насколько она будет эффективна?

- Не в Беларуси придуман этот механизм. Европейцы допустили ошибку, когда сократили количество общественного транспорта при упоре на личный транспорт. Для сохранения исторического наследия начались акции, связанные с делением автомобилей на определенные классы. Мы сегодня не говорим о том, когда введем ограничения. Мы сейчас собираемся провести экологическую классификацию, а потом начинать принимать какие-то меры.

- Какие мероприятия нужно проводить, чтобы белорусы обратили внимание на вредное влияние выбросов автомобиля?

- Роль Министерства заключается в пропаганде экологических знаний. Мы должны показать вред автомобилей для окружающей среды. Это направление будет очень активно развиваться в Министерстве. Собираемся готовить различные буклеты и памятки и через общественные организации будем доносить информацию до людей. Каждый человек должен понимать, что он своими действиями ухудшает жизнь в первую очередь себе, а потом уже окружающим.