Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто

Русская служба Би-би-си


Владимир Козловский / Владимир Козловский,

В восемь часов вечера в понедельник в США заканчивается правительственная программа "Деньги за развалюхи", в рамках которой американцы могли сдать свои старые машины и приобрести более экономичные новые, притом со скидкой от 3,5 до 4,5 тыс. долларов. В иных случаях это составляет до четверти цены новой машины.

Этот почин, завязавшийся в июле, оказался столь популярен, что ассигнованный на него первоначально миллиард долларов кончился меньше, чем за неделю, и конгресс решил выделить еще два миллиарда. Сейчас они тоже подходят к концу.

Поклонники программы указывают, что она помогла американскому автопрому сбывать свою продукцию и расширить производство. За время ее существования американцы приобрели почти полмиллиона новых машин. В результате корпорация General Motors наняла 1300 рабочих, ранее уволенных в связи с ее банкротством, а Hyundai взяла обратно 3 тысячи рабочих на свой завод в Алабаме.

Президент Барак Обама с удовлетворением заключил в четверг, что успех программы "Деньги за развалюхи" превзошел все ожидания. Среди ее сторонников был даже экономист-рыночник Ларри Кадлоу, который обычно относится к подобным начинаниям крайне отрицательно, но тут разразился статьей под заголовком "Голосую за развалюхи!".

Кадлоу отметил, что программа привела не только к увеличению занятости: государственная казна пополнилась за счет налогов, которыми облагается приобретение автомашины. Истраченные на нее деньги – это, по словам экономиста, "капля в море по сравнению с триллионами долларов, которые Вашингтон в последнее время выбрасывает на ветер".

"Сожги свой дом – получи новый?"

Критики программы замечали, что многие американцы и так собирались купить себе новую машину, только планировали сделать это через год-два. Сейчас они соблазнились дармовщиной, но она длилась не бесконечно. Благодаря ей, спрос искусственно подскочил, но потом может снова сократиться, потому что многие обзавелись новыми машинами раньше, чем планировали, и теперь вернутся в автомагазины очень нескоро.

Во-вторых, говорили скептики, вполне исправные старые машины, которые американцы сдавали в магазины, отправлялись на слом. В результате общее число подержанных автомашин и запчастей в стране искусственно сократилось. Это в результате должно привести к повышению цен на них, что ударит по карману беднейшей части населения, которая новых машин сроду не покупала и не купит даже со скидкой.

Те, кто в принципе против подобных инициатив правительства, ехидно спрашивали, не собирается ли Обама теперь заплатить 50 тысяч долларов каждому, кто купит себе новенький, экологически продвинутый дом и сожжет свой старый. Для этого лагеря программа "Деньги за развалюхи" была иллюстрацией изъянов, которыми изобилует всякое вмешательство государства в экономику.

Форма на 13 страниц

Приехав в автомагазин, владелец старой машины должен был заполнить 13-страничную анкету. Дилеры жаловались, что министерство транспорта США, которое занималось программой, заворачивало эти анкеты из-за малейших ошибок, таких как неправильно написанная фамилия. Хуже того, сайт министерства, на который дилеры должны были посылать эти анкеты с тем, чтобы оно вернуло им деньги, не справлялся с такой лавиной документов. Иногда на загрузку анкеты уходило до четырех часов.

Как правило, американские автодилеры берут машины у производителей в долг, который они обязаны вернуть через несколько дней после их продажи. Сейчас они продавали автомобили со скидкой и могли расплатиться с поставщиками лишь после того, как государство вернет им соответствующую сумму. Но из-за волокиты государство задерживало платежи. Поэтому примерно половина дилеров в штате Нью-Йорк в конце концов отказалась от участия в программе.

Критики замечали также, что американская казна не может позволить себе таких трат на фоне растущего дефицита госбюджета, который, как объявит администрация на следующей неделе, в ближайшее десятилетие должен достигнуть примерно 9 триллионов долларов.