Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Алексей Непомнящий,

Уже в следующем году у владельцев 10-летних авто появится шанс обменять их на 50 000 руб. Правда, не деньгами, а ваучером на покупку нового отечественного автомобиля. Такая программа подстегнет спрос на самые дешевые машины, прежде всего на Lada.

Предварительные предложения по утилизации старых автомобилей вчера были приняты рабочей группой, созданной по поручению премьер-министра, сообщил "Ведомостям" представитель Минпромторга. Когда именно появится окончательный вариант, он не уточнил. "Мы рассчитываем, что программа заработает с 1 января 2010 г.", - говорит директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Цель, которую преследуют власти, - сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах (по данным "Автостата", машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка - 14,7 млн), а с другой стороны - стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки.

Почем утиль

Германия начала выдавать 2500 евро за утилизацию автомобиля в январе этого года. В июле в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу. С конца июля в США при обмене старого авто на новое можно получить до $4500.

В пилотном режиме программа начнет действовать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке, говорит Рахманов. Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет - легковой или коммерческий массой не более 3,5 т. Причем хозяин должен владеть машиной не меньше года. "Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов", - рассказывает чиновник. Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 000 руб., который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена, уверяет Рахманов.

Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы (в Москве и области утилизация бесплатная. - "Ведомости"), а ГИБДД и Минпромторг будут контролировать процесс. "Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIN-номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу машины два раза", - рассказывает чиновник. Эта схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее, подчеркнул представитель министерства.

В следующем году в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 000 новых машин, сообщил Рахманов, т. е. эта программа может обойтись государству в 10 млрд руб. Минпромторг заявку на необходимую сумму подал в Минфин, однако пока никакого ответа не получил, утверждает чиновник. В Минфине не смогли это прокомментировать.

В нынешнем виде программа вряд ли сильно поможет стимулировать спрос, считает представитель одного из российских автопроизводителей. "Согласно нашим расчетам, спрос со стороны владельцев 10-летних машин будет небольшим: их владельцы небогаты. Стоило бы снизить возраст до семи лет", - говорит он. Скорее всего, сдавать будут старые "Жигули" и "Волги", ведь массово пересаживаться на иномарки россияне начали лишь с 2003 г., а старые российские машины стоят меньше, чем сумма ваучера, говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев. Инна Агапитова из компании "Автоцентр-планета", занимающейся торговлей подержанными автомобилями, оценивает 10-летние "Жигули" в среднем в 700 евро. И покупать по этой программе будут, скорее всего, новые Lada, особенно в регионах, считает замдиректора "Автостата" Сергей Удалов: они недороги, а в провинции потребители менее привередливые, чем в столицах. "Если ваучер можно будет вносить в качестве первоначального взноса при покупке автомобиля в кредит, то человек может купить достаточно дорогое авто", - отмечает Пономарев. Но такую идею рабочая группа пока не рассматривала, сообщил "Ведомостям" представитель Минпромторга.

Получить комментарии представителей "АвтоВАЗа" "Ведомостям" вчера не удалось. Группа ГАЗ пока не оценивала выгодность этой программы, говорит представитель группы. При поддержке правительства Нижегородской области ГАЗ в середине июля запустил собственную программу trade-in, которая не ограничивает возраст машины. "10-летние "Газели" точно подлежат утилизации, а более новые машины мы планируем восстанавливать и продавать", - говорит сотрудник ГАЗа. Всего на стимулирование спроса планируется потратить 150 млн руб., выделенных правительством региона.