Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Алексей Непомнящий, Юлия Федоринова,

У "ИжАвто" есть два пути: получить помощь Сбербанка или стать банкротом уже летом - такой вывод для аудиторов Счетной палаты сделал сам автоконцерн.

В распоряжении "Ведомостей" есть копия отчета Счетной палаты, проверявшей деятельность "ИжАвто" с 2007 года по 1-й квартал 2009 года (подлинность документа подтвердили два источника, близких к "ИжАвто"). Из отчета следует, что сам концерн собирался избежать банкротства с помощью Сбербанка.

Кому должны
Долг "ИжАвто" перед Сбербанком - 7,74 млрд руб. (в залоге 51% акций), "Уралсибу" - 829 млн руб., "Ак Барсу" - 1,87 млн руб. (в залоге 20,28%), "Зениту" - 175 млн руб. (3,5%).

"ИжАвто"
Автопроизводитель
Выручка (2008 г.) - 20,9 млрд руб., убыток - 908,1 млн руб.
Выпускает Kia, "ВАЗ" и "Иж", объем производства - 59 317 шт. (2008 г., данные "АСМ-холдинга").

Первым делом нужно договориться с Kia Motors о работе по схеме, аналогичной толлингу, говорится в отчете, а с "АвтоВАЗом" - о снижении стоимости автокомпонентов. Но одновременно нужно реструктурировать основной долг в 10,6 млрд руб. на три года, получить мораторий на выплату процентов минимум на год, а также взять кредит на погашение облигационного займа в 1,48 млрд руб., следует из документа. По замыслу "ИжАвто" 3 млрд руб. для реализации этой схемы может дать Сбербанк, причем под рекордно низкую ставку - не выше 9% годовых. А другие кредиторы - "Ак Барс", "Уралсиб", "Зенит" должны предоставить 300 млн руб. для погашения процентов в этих же банках.

В 1-м квартале "ИжАвто" частично реструктурировал долги, но банки дали отсрочку на срок всего от четырех месяцев до двух лет по долгосрочным кредитам и до шести месяцев по краткосрочным, говорится в отчете Счетной палаты.

У "ИжАвто" есть и второй вариант: выкуп Сбербанком 74,8% акций "ИжАвто" у трех ее "дочек" - ООО "Гросс", ООО "Норекс" и ООО "Иж-комплект", говорится в отчете. Для этого Сбербанк сначала должен купить каждое ООО по цене 10 000 руб., а потом предоставить им целевой кредит на 6,7 млрд руб. на рефинансирование покупки акций "ИжАвто". Следующий шаг: ООО погашают задолженность перед "ИжАвто" на такую же сумму, а "ИжАвто", в свою очередь, гасит 6,7 млрд руб. долга Сбербанку. Наконец, "неизвестный собственник, владеющий 24,99% акций, продает этот пакет акций за условную сумму", говорится в предложении "ИжАвто". Основным условием реализации этого варианта является переход "ИжАвто" под контроль "Ростехнологий", а в результате реализации всей этой схемы завод станет привлекательным для альянса Renault-Nissan, сказано в документе.

Представитель "ИжАвто" от комментариев отказался. Переговоры по всем вариантам ведутся, но пока решений нет, заверил источник, близкий к "ИжАвто". Однако из отчета следует, что уже летом "ИжАвто" может стать банкротом.

Представитель Сбербанка вчера не отвечал на звонки, представитель "Ак Барса" от комментариев отказался, с другими кредиторами связаться не удалось. Источники в "Сбере" и "Уралсибе" заявили, что им о предложениях "ИжАвто" ничего не известно. Представитель "Ростехнологий" не нашел, что добавить к майскому заявлению гендиректора Сергея Чемезова о том, что "ИжАвто" госкорпорацию не интересует.