151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. За сутки в стране 888 случаев COVID-19. Заразившихся на 146 человек больше, чем выздоровевших
  2. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  3. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  4. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  5. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  6. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  7. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  8. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  9. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  10. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  11. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  12. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  13. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  14. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  15. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  16. МИД о возобновлении санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  17. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  18. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  19. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  20. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  21. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  22. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  23. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  24. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  25. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  26. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  27. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  28. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  29. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  30. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта


Андрей КОЖЕМЯКИН,

Эксперты и игроки автомобильного рынка сравнили постановление Совмина № 991 с экономической диверсией, которая выльется в рост безработицы и социального напряжения. Сейчас они ждут официальных разъяснений от правительства, чтобы понять, как дальше работать. Совмин пока держит паузу.

Документ, появившийся 31 августа, шокировал бизнес-сообщество. Постановление полностью исключает посредников при реализации юрлицам на территории страны отечественных и импортных товаров. Юрлица должны приобретать товары (за счет собственных, заемных средств и средств бюджета) у поставщиков, которые являются производителями, или их официальных торговых представителей.

При этом перечень официальных торговых представителей, у которых юрлица смогут закупать товары, должны сформировать власти. Для включения в перечень официальных торговых представителей юрлицам необходимо представить экономическое обоснование приобретения товаров у поставщика.

Глава Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич не понимает, "какое именно обоснование должно быть предоставлено в Совмин. И зачем, при наличии дилерских сетей, обязывать автомобильных дилеров и импортеров через производителей доказывать экономическую обоснованность своей работы?"

По мнению эксперта, "данное постановление не продумано, противоречит Гражданскому кодексу и аналогично экономической диверсии. Ведь в соответствии с документом, наши автодилеры, приобретающие запасные части у импортеров, по сути, должны прекратить эти закупки и остановить предоставление услуг населению, что в корне противоречит всем экономическим законам.

Таким образом, владельцы автотранспортных средств автоматически столкнутся с отсутствием запасных частей и невозможностью обслуживаться. Это значит, что все кинутся на черный рынок, кто имеет возможность, поедут обслуживать свои машины в Россию, Прибалтику. А государство в результате лишится огромных средств".

Сейчас в БАА ожидают комментариев от правительства. "Пока мы не получили официальных разъяснений, поэтому продолжаем отгрузку дилерам, так как не можем остановить продажи запасных частей для обслуживания автомобилей и предоставления услуг".

По версии правительства, принятие постановления № 991 обусловлено необходимостью обеспечить эффективное расходование денежных средств и проведение на территории Беларуси единой финансовой политики с учетом влияния факторов мирового финансового и экономического кризиса.

Сергей Михневич убежден, что документ направлен на борьбу с импортерами. Этого же мнения придерживается и директор ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода. По его словам, постановление принято с целью "дестабилизировать работу импортеров и снизить поставки импорта в страну".

С. Варивода считает, что формирование перечней официальных торговых представителей займет не один месяц. Это приведет "к массовому закрытию малых торгово-посреднических предприятий, росту безработицы и социальной напряженности. При этом документ может перечеркнуть многолетние усилия дистрибьюторов автомобильных марок по легализации рынка запасных частей к автомобилям".

Кроме того, глава ООО "Китайские автомобили" обратил внимание на сложности с реализацией остатков, которые находятся у торговых посредников: "Продать уже нельзя, вернуть проблематично, а обязанность возврата банковского кредита никто не отменял".

Таким образом, буквально в течение недели находящийся в стадии плавного падения автомобильный рынок прошел два сеанса шоковой терапии. Первым стал запрет на выдачу населению валютных кредитов, из-за чего, по прогнозам помощника генерального директора холдинга "Атлант-М" Ильи Прохорова, дилеры не досчитаются минимум 15% своих потенциальных клиентов.

Впрочем, в отличие от правительства, затягивающего с разъяснениями механизмов работы юрлиц, некоторые банки проявили хорошую реакцию и уже ввели новые программы автокредитования в рублях. В частности, "Белгазпромбанк", ранее предоставлявший кредиты в долларах и евро под ставку 14-17,5%, теперь предлагает клиентам займы в рублях. Так, на автомобили 2007-2009 годов выпуска кредиты выдаются на условиях "ставка рефинансирования плюс 10-13 процентных пункта" (в зависимости от объема уплаты собственных средств).
-40%
-25%
-40%
-27%
-15%
-40%
-30%
-20%
-8%