149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  2. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  3. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  4. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  5. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  6. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  7. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  8. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  9. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  10. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  11. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  12. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  13. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  14. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  15. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  16. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  17. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  18. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  19. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  20. «Переворот планировался на 9 мая». В ФСБ России прокомментировали задержание Зенковича и Федуты в Москве
  21. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  22. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  23. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  24. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  25. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  26. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  27. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  28. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  29. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  30. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse


Александр БЕНЬКО,

Падение продаж новых автомобилей в первом полугодии по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составило 26,7%. Белорусские дилеры огорчены тем, что инструменты минимизации потерь, доступные их зарубежным коллегам, продолжают оставаться для них призрачной фата-морганой.

"Падение по полугодию смягчил первый квартал. Тогда у дилеров были складские запасы, не хватало оборотных средств, и они были вынуждены сбывать автомобили по себестоимости, а то и ниже, - говорит генеральный директор автомобильной ассоциации "БАА" Людмила Шабанова. - Благодаря такому дисконту была перетянута часть клиентов из сегмента бывших в употреблении автомобилей - новые машины продавались по цене двух-трехлетних, что вызвало определенный рост спроса в первом квартале и апреле".

Как рассказал замдиректора по маркетингу компании "Атлант-М Фарцойг-хандель" Александр Демидович, нервы у иных автодилеров уже не выдерживают. Параллельно со снижением цен на автомобили, произведенные в 2008 году, они начали сбивать стоимость и автомобилей сборки 2009 года. "Иногда клиенту бывает очень сложно объяснить, почему по сути две одинаковые машины такого же цвета и комплектации в стоимости отличаются на $2-3 тыс., а иногда даже на $4-5 тыс. На самом деле ситуация развивается по очень нездоровому сценарию - гонка скидок может привести к катастрофе. Очевидно, что рано или поздно ценник продавцам придется повышать, а вот возврата к прежним прайсам и докризисному уровню спроса на автомобили уже не произойдет. В итоге мы столкнемся с обвалом объемов продаж", - говорит специалист.

На серьезные скидки могут пойти далеко не все автопродавцы - в выигрыше оказались прямые дистрибьюторы западных автомобильных концернов. Те же компании, которые работают на белорусском рынке через центры, расположенные в России, Прибалтике или Украине, сильно связаны по рукам и ногам в вопросах ценообразования. Но снизившиеся продажи автомобилей дилеры западных концернов, работающие в Беларуси, могли бы минимизировать за счет дополнительных услуг и сервисной поддержки.

Во всяком случае российский и украинский рынки, которые испытали падение продаж куда больше чем Беларусь, пытаются выживать именно за счет автомастерских. Но, к сожалению, для наших автопродавцов этот путь спасения бизнеса оказался не настолько безусловным.

"Первое полугодие наглядно показало то, о чем "БАА" предупреждала еще в декабре прошлого года, - продажи упадут, и предприятиям для выживания необходимо будет переходить на другие источники поддержки бизнеса. Таковыми могли бы стать сервис, продажа запчастей и аксессуаров, внедрение схемы trade-in - замена старого автомобиля в автосалоне на новый с доплатой. Либерализация цены в автосервисе - вот что может спасти участников рынка", - поясняет Людмила Шабанова. Дело в том, что со станций техобслуживания до сих пор не сняты требования жесткого контроля за стоимостью расходных материалов. Брать с клиентов плату они имеют право только за диагностику и услуги по ремонту машин, а вот запчасти продавать могут лишь по себестоимости.

В итоге фирменные станции сегодня живут на минимальной рентабельности. Как это ни парадоксально, но юридически автоцентры приравняли к парикмахерским и прачечным, где деньги берут только за услугу, а вот шампунь, одеколон и стиральный порошок идут к ней бесплатным довеском. "Что касается сервиса, относящегося и подпадающего по нашему законодательству к сфере бытового обслуживания населения наряду с прачечными, химчистками и парикмахерскими, именно по причине такого соседства нам в Минэкономики отказывали в либерализации цен в автосервисе, то уже и их исключили с 1 июля из перечня регулируемых ведомством согласно постановлению Совмина № 752", - говорит председатель правления "БАА" Сергей Михневич.

"Вольницу" для парикмахеров в Минэкономики объяснили просто: исключение этих товаров и услуг из перечня регулируемых обусловлено тем, что в Беларуси по ним уже сложилась определенная конъюнктура цен и тарифов.

По мнению специалистов ведомства, свободное формирование ценника на эти позиции позволит привлечь в сферу бытового обслуживания субъектов малого предпринимательства и тем самым будет способствовать созданию конкурентной среды. Автопродавцы говорят о том, что их бизнес также достоин этого, ведь он - прозрачен.

Вложив собственные средства в создание своих предприятий, дилеры заинтересованы в их дальнейшем развитии у себя в стране. Внутренних инвесторов нужно поддерживать уже хотя бы для того, чтобы пришли внешние, получающие наглядный пример возможностей развития бизнеса в Беларуси. Но пока законодательные условия для его наращивания, что, естественно, вытесняло бы "серый" бизнес, не предусмотрены.

Старый Свет заводит моторы

Объем продаж легковых автомобилей в странах ЕС в июне 2009 года вырос в сравнении с июнем прошлого года на 2,4 %, достигнув отметки в
1 461 859 реализованных машин. Такие данные приводятся в отчете Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).

Специалисты ACEA отмечают: наилучшие показатели у Германии - продажи авто в разгар кризиса здесь прибавили целых 40,5 %. Неплохо показали себя и другие автомобильные рынки. К примеру, рост продаж новых машин в Италии составил 12,4 %, Франции - 7 %, Австрии - 4 %. По всей видимости, европейцам удалось избежать развала своего автопрома. Скидки и государственные программы стимулирования спроса, подтолкнувшие сотни тысяч людей к смене своих старых автомобилей на новые, сделали свое дело.

Именно Германия стала первопроходцем, пообещав каждому своему гражданину, который сдаст свой старый автомобиль в утиль, субсидию в 2,5 тыс. евро на покупку нового. Посулили скидки примерно на таком же уровне и продавцы. Немцам предложение настолько понравилось, что выделенные на программу 1,5 млрд евро разобрали в течение двух с половиной месяцев. Затем аналогичные проекты были запущены в других странах ЕС. Результат был достигнут - граждане пошли в автосалоны. Правда, как отмечают в ACEA, спрос подвергся существенной корректировке - европейцы покупают в основном компактные и недорогие модели, поскольку на экономичные и экологичные автомобили скидки существеннее.

Правда, программа стимулирования автопрома все равно оказывается недостаточно действенной: в 2009 году в Западной Европе будет продано около 13,3 млн новых автомобилей, что всего на четверть миллиона меньше, чем в прошлом году. Но завтрашний день все равно смущает автопроизводителей. Они все чаще задаются вопросом: "А кто же будет покупать автомобили в 2010 году?". Ведь после стремительного насыщения рынка его, скорее всего, будет ожидать долгий и продолжительный спад.

Продажи новых легковых/коммерческих автомобилей в Беларуси

Марка                          январь-июнь 2009 года                январь-июнь 2008 года          
Volkswagen                              1 467                                                   2 432   
Toyota                                     1 128                                                       997   
Лада                                          485                                                      831   
Peugeot                                      477                                                      356   
Mazda                                        454                                                      530   
Ford                                           436                                                       339   
Skoda                                        280                                                       263   
Dacia                                         238                                                       350   
KIA                                            220                                                       450   
Volvo                                          205                                                       55 
Audi                                           181                                                        78 
Opel                                           177                                                       183   
Fiat                                            159                                                       227   
Renault                                       146                                                       251   
Мercedes-Benz                           125                                                       98 
Mitsubishi                                   124                                                        413   
Citroen                                       115                                                       113   
BMW                                          75                                                        32 
Шевроле                                    68                                                       147   
Nissan                                         60                                                       158   
Шевроле-Нива                            42                                                       120   
Land Rover                                  21                                                        38 
Subaru                                         11                                                        98 
Porsche                                        11                                                        15 
Chrysler&Jeep&Dodge                    2                                                         —            
Alfa Romeo                                    1                                                         8 
Прочие                                    2 214                                                    3 585        
Итог                                         8 922                                                  12 167  

Источник: автомобильная ассоциация "БАА".
-21%
-30%
-15%
-10%
-50%
-5%