Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Насколько остра для Беларуси проблема "серых" автосервисов и стоит ли вообще обращаться к услугам "дяди Васи из гаража", в прямом эфире Радио TUT.BY рассуждал Денис Ишутинов, заместитель председателя правления СЗАО "Сифтранс Плюс", сервисного центра Peugeot в Минске.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Пользуетесь ли вы сами услугами "дяди Васи из гаража"?


- Естественно, есть в моей истории такие факты, признаюсь честно. Но сейчас я пользуюсь, конечно, только услугами официальных дилерских центров. История моей молодости говорит о том, что использование "серого" сервиса возможно, и чаще всего оно связано с финансами. Грубо говоря, там дешевле.

- Почему тогда нужно пользоваться официальным сервисом, если есть более дешевый?

- У любого человека есть выбор: пользоваться либо официальным сервисом, либо "серым". Но официальный сервис собирает вокруг себя самых продвинутых механиков, позволяет на базе автоцентра создавать обучение и совершенствовать этот сервис. Он располагает современным оборудованием, знаниями и технологиями. Естественно, там дороже, но это связано именно с теми затратными частями, которые позволяют делать сервис эффективнее.

- Чем "серое" обслуживание грозит автомобилю?

- "Серым" называется некое обслуживание, когда нет официального разрешения или официального сертификата на данное обслуживание. То есть человек либо группа людей вообще как таковое обслуживание автомобилей не имеют право производить.

- Почему такие люди не получают лицензию?

- Чтобы ее получить, надо пройти непростой путь: необходимо предоставить помещение, соответствующее требованиям проведения сервисных услуг; определенный список спецоборудования, который четко прописан в стандартах Беларуси, необходимо предоставить персонал, который соответствует тем или иным требованиям. В полученном сертификате также прописываются только определенные модели автомобилей и определенные работы, которые он должен выполнять - то есть человек или юрлицо ограничивается в этом.

- Насколько серьезна проблема "серого" автосервиса, например, для Минска?

- Для Минска такой статистики нет, она не собирается. Я могу лишь предположить, что от 40 до 50% автомобилей могут обслуживаться "серым "образом. Туда же относятся все старые автомобили, которым больше 10 лет, - а это огромный парк.

- Достаточно ли по республике фирменных автоцентров?

- По моей оценке, недостаточно. Очень многие марки не представлены в половине регионов республики. Но это задача импортеров, поставляющих автомобили в Беларусь.

- Что, по-вашему, все-таки заставляет водителей обращаться к "дяде Васе в гаражи"?

- Это связано с ценой на обслуживание и с возможностями по установке дешевых запчастей на автомобиль. Если мы возьмем официальный дилерский центр, то там вам не предложат те же "серые" запчасти, там будут только официальные, и стоимость их на порядок отличается от тех, которые предлагаются на рынке. Поэтому сумма стоимости работы и запчастей намного ниже, есть финансовая выгода.

- Нелегально завезенные автозапчасти, кроме цены, ничем не отличаются для пользователя?

- Существуют оригинальные запчасти - те, которые произвели мировые производители запчастей, есть неоригинальные - их произвели те же производители, но продают под своим брендом. И есть запчасти, которые только своим внешним видом напоминают оригинальные и неоригинальные запчасти. Именно ими насыщен в том числе и наш рынок. Они не соответствуют качеству, размерам, тому, что должно быть на самом деле. Поэтому они и дешевле. Если ты ставишь неоригинальную запчасть на автомобиль, то рискуешь.

Вопрос от слушателя: "Что, по вашему мнению, может направить владельцев автомобилей на сертифицированные центры и увести из гаражей?"

Здесь в основном нужна работа с ценами, и я не ошибусь, если скажу, что все официальные предприятия работают над темой понижения стоимости сервисных услуг. Мы тоже предлагаем скидки на работы, для того чтобы привлечь клиентов. Мнение о том, что все цены на сертифицированном предприятии выше, нежели в гаражах, - это не всегда правда. Например, для 206-го Peugeot стоимость замены масла будет вместе с маслом и фильтром не дороже, нежели это обойдется в гараже. Притом там будет оригинальное масло, оригинальный фильтр. Там будет шайба, которую в гараже никогда не меняют на пробки двигателя. Она хоть и дешевая, но должна быть заменена.

- Есть же услуги, которые не предполагают замены деталей. Их стоимость выше, чем в гараже?

- Есть услуги, цены на которые выше ввиду того, что гаражи не имеют расходов на содержание своего предприятия, на оборудование, образование, налоги. Но я хотел бы выделить такой вопрос, как гарантия на запчасти. Чаще всего человек, который пользуется гаражными услугами, привозит запчасти сам. И в этом случае он попадает меж двух огней, если что-то случается с автомобилем по вине этой запчасти. Гаражный специалист говорит, что поломка случилась из-за того, что запчасть плохая, а тот, кто ее продавал, говорит, что ее неверно установили. Здесь найти истину достаточно сложно, хоть я и не утверждаю, что везде в гаражах работают плохие люди, - они бывают разные. Есть риски того, что нельзя будет найти виновную сторону.

- Чем "серое" ТО принципиально отличается от ТО на предприятии?

- Для любого автомобиля четко определены те работы, которые должны быть выполнены на данном пробеге. Определение этих работ - это решение, которое принимает производитель. Все работы, которые делаются, важны, чтобы автомобиль сохранял свои эксплуатационные качества. К сожалению, в гаражах чаще всего просто не знают, какие работы должны быть выполнены на определенном пробеге. Пользуясь термином ТО, делаются самые простые работы, которые на самом деле составляют лишь небольшую часть тех работ, которые должны быть выполнены. И когда клиент приезжает на официальный центр, то его иногда удивляет тот объем работ, которые на самом деле надо сделать на автомобиле.

- Не приходит ли ему тогда в голову, что его хотят обмануть, выполнив лишние работы?

- Есть такое, но это только ощущение - все официально и соответствует требованиям производителя.

- Чем чревато несвоевременное обслуживание автомобиля?

- Это техническое обслуживание, и оно связано с поддержанием автомобиля в работоспособном состоянии. Мелкие работы, если их не выполнять, очень сильно воздействуют на ускорение старения автомобиля.

- Как часто нужно заезжать на техобслуживание, даже если с машиной все в порядке?

- В среднем я назову такие цифры, как 15 и 20 тысяч километров.

Вопрос от слушателя: "Почему официальный дилер не сделает свою СТО прозрачной и не пустит в свою сервисную зону клиентов, которым интересно, как устроена машина и как ее чинят?"

Проблема не в том, чтобы не допускать клиента, а в том, что клиенты любят давать советы, которые не соответствуют нормам, мешают, стоят под рукой. Это такой вопрос, который сервисы регулируют недопусканием клиентов в зону. Мы уверены, что механик сделает все качественно. Просто еще с "совдепии" осталось такое ощущение, что надо контролировать процесс самому. Но давайте двигаться в Европу.