Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Современная экологическая ситуация требует снижения выброса в атмосферу вредных веществ. Ни для кого не секрет, что основными "поставщиками" загрязняющих веществ являются предприятия и автотранспорт. В развитых странах уже вплотную подошли к решению экологической проблемы - например, в Японии, в которой уже с июля поступит в продажу серийный электромобиль. Для того чтобы прокомментировать это начинание и рассказать об электромобилях, в студии Радио TUT.BY побывал начальник бюро маркетинга ООО "РедМоторс" Виталий Одорский.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Компания Mitsubishi Motors недавно объявила о старте новой экологической программы. В чем заключается смысл этой программы?

- Основная ее цель - популяризация электромобилей в обществе. Mitsubishi Motors разработала эту программу на период 10 лет, и предполагается, что к 2020 году объем производства электромобилей в общем объеме производства Mitsubishi будет доведен до 20%. Второе направление программы - снижение эмиссии углекислого газа всеми автомобилями Mitsubishi (абсолютно всем модельным рядом: начиная от легковых автомобилей и заканчивая внедорожниками) на 50%. То есть к 2020 году уровень эмиссии будет снижен ровно в два раза.

- За счет чего снижается уровень эмиссии?

- В первую очередь, за счет инноваций, производства новых двигателей, которые потребляют меньше топлива и, соответственно, выбрасывают меньше вредных веществ.

- Недавно было объявлено, что в июле в продажу поступит серийный электромобиль от Mitsubishi. Это первый случай в мировой практике?

- В июле в Японии стартуют продажи уже серийного электромобиля от Mitsubishi. Это, по сути, первый в мире прецедент. Уже сейчас есть около 2000 заказов на такие автомобили со стороны японских покупателей.

- Есть ли шансы, что в обозримом будущем эти автомобили появятся в Беларуси?

- Не все так просто. Серия предполагает, что, по крайней мере, в Японии до конца этого года будет произведено порядка полутора тысяч автомобилей, и все они будут реализовываться именно в Японии. Что касается Европы и Беларуси, то электромобили могут появиться там ориентировочно к концу 2010 года. Понятно, что повального присутствия электромобилей во всех странах не будет. А старт продаж в Европе начнется с Великобритании. Это связано с тем, что в Японии и Великобритании праворульные автомобили.

- Намного ли электромобиль будет дороже, чем бензиновые автомобили?

- Цена электрокара в Японии с учетом государственных субсидий составляет порядка 30 000 долларов. То есть можно говорить о том, что для автомобилей подобного класса (а это малый класс) цена достаточно высока. Но чем больше будет возрастать объем производства, тем интенсивнее будет снижаться цена. На сегодняшний день цена электромобиля является такой высокой прежде всего за счет электродвигателя и литиевой батареи, от которой он питается. Есть надежда, что технологии шагнут вперед и производство литиевых батарей также удешевится, соответственно удешевится и конечная стоимость электромобилей.

- Каковы технические характеристики машины? За что будут платить владельцы электромобиля, кроме того, что внесут свою лепту в поддержку экологии планеты?

- Это автомобиль малого класса, небольших размеров - 3,5 метра в длину. Но этот класс является достаточно популярным в Японии. Автомобиль оснащается 63-сильным электродвигателем и может разгоняться до 130 км/ч. Причем разгон до 60-ти у этого автомобиля на 30% быстрее, чем у бензинового. Раз автомобиль электро-, то выброс вредных веществ в атмосферу нулевой. Это абсолютное соответствие экологическим стандартам. Производитель также гарантирует 160 километров проезда без подзарядки.

- А что будет происходить дальше, после проезда 160 километров?

- Автомобиль оснащен двумя розетками, трехфазной и двухфазной. Полная зарядка от розетки достигается через 7 часов, но есть зарядное устройство, которое в течение 30 минут позволяет наполнить батарею до 80%. Полчаса - и автомобиль готов к дальнейшему проезду.

- Что должно произойти, чтобы в ближайшем будущем количество электромобилей хотя бы сравнялось с количеством гибридных автомобилей?

- Гибридный автомобиль оснащен двумя двигателями: бензиновым и электродвигателем, причем бензиновый, как правило, маломощен, а основная мощность приходится на электродвигатель. За счет комбинации этих двух типов двигателя достигается очень низкий расход топлива: на одном литре бензина можно проехать около 40 километров, расход топлива - 2-2,5 литра на "сотню". Для многих покупателей эта экономия достаточно существенна.

- Собираются ли развивать инфраструктуру для обслуживания электромобилей? Что делать, если вдруг в дороге закончилось питание?

- Сейчас, конечно же, покупатели должны планировать свою поездку исходя из запаса хода электромобиля. Но в процессе того, как спрос на этот вид автомобилей будет набирать обороты, как производство их будет расти, инфраструктура также будет развиваться, и заправочные станции будут оснащаться необходимыми элементами для зарядки электромобилей.

- Как происходит зарядка электромобиля?

- Во-первых, батарею можно достать и зарядить; во-вторых, розетки находятся в широкой доступности, и проблем здесь возникать не должно.

- Ведется ли разработка внедорожника или другого автомобиля на электрическом двигателе?

- Да, ведется. Но говорить о том, что они в скором времени поступят в продажу, не приходится. Дело в том, что идею электромобиля Mitsubishi вынашивала и разрабатывала уже в течение 40 лет, и только сейчас технологии позволили запустить именно серийное производство этого автомобиля. Но в обозримом будущем - может быть, в пределах пяти лет - не исключено, что компания займется и разработкой машины более крупного класса. Возможно, что технологии в скором будущем позволят и разработать и устанавливать более сильный двигатель.

- Получается, что практически по всем техническим параметрам электромобили проигрывают бензиновым?

- Я бы не сказал, что они проигрывают бензиновым абсолютно по всем параметрам. Дело в том, что электромобиль малого класса, производство и продажа которого запущена в Японии, ориентирован в первую очередь на жителей крупных мегаполисов: заряда, динамики, запаса хода электромобиля будет достаточно человеку, который постоянно перемещается по городу в течение дня. А что касается вопроса, почему так высок спрос на электромобили, - никто и никогда не отменял подсчет выгоды. Человек может сравнить, каковы будут затраты на эксплуатацию обычного бензинового автомобиля либо гибридного в сравнении с электромобилем. Существующая разница в цене сведется к минимуму.

- Бытует мнение, что развитие экологически чистых видов транспорта искусственно сдерживается теми, кто зарабатывает на продаже бензина. Можете ли вы это прокомментировать?

- Мне кажется, что развитие экологически чистого транспорта в первую очередь сдерживается уровнем развития технологий. Автомобиль, поступивший сейчас в серийное производство, - машина малого класса, а технологии пока не позволяют создать полноценный автомобиль среднего класса или внедорожник.

- Сейчас во многих странах мира экологические требования к выбросам автомобиля ужесточаются, и автопроизводители просто будут вынуждены создавать более экологичные двигатели.
Правда ли, что часть себестоимости электромобилей берет на себя правительство?

- Да, совершенно верно. В частности, в Японии треть цены автомобилей дотируется государством.

- В Москве мэр Лужков поддерживает тех, кто покупает машины с маленьким двигателем, дает им деньги на бензин. Нужна ли нам такая программа, по-вашему?

- Не только в Москве - в Европе также достаточно примеров тому, когда автомобили с пониженным выбросом углекислого газа субсидируются. Скорее, нам тоже нужна эта программа. Просто сейчас мы, наверное, еще не столкнулись с такой загазованностью города, какая есть в Москве; может быть, у нас вопрос экологичности еще не вышел на первый план.

- Если со временем будет введен налог на бензиновые автомобили, как вы считаете, будет ли оправдан этот шаг?

- Мне кажется, нужно пойти другим путем. Нужно субсидировать покупку электромобиля, то есть доплачивать за покупку либо электромобилей, либо автомобилей, которые оснащаются более чистыми двигателями. Налог - это не панацея.