Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


На протяжении долгого времени американская экономика могла похвастаться рекордными темпами роста. В период этого экономического бума превосходно себя чувствовала и автомобильная индустрия США. По мере удешевления кредитных денег все больше американцев покупали себе новые машины, зачастую даже те, которые они не могли себе позволить, передает Reuters.

В итоге эта "кредитная вечеринка" завершилась обвалом. Вслед за крахом американского инвестиционного банка Lehman Brothers американская экономика сползла в рецессию - самую глубокую со времен Второй мировой войны. В непростой ситуации оказался и автопром США: после нескольких месяцев борьбы двум из трех американских автопроизводителей пришлось объявить о банкротстве.

Причем пока непонятно, как будет выглядеть автоиндустрия США после того, как мир выйдет из кризиса. По оценкам экспертов, после реструктуризации американские автомобильные концерны никогда не займут свое прежнее место. "Вечеринка окончена. Американцы тратили слишком много денег и теперь остались ни с чем. Думаю, мечта о крупнейшем автомобильном рынке в мире просто неосуществима. Даже через 5-10 лет авторынок США не сможет вернуться к прежним, докризисным показателям", - полагает президент Euro Pacific Capital Питер Шифф.

Правда, экономисты до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, насколько сильно сократится авторынок США, и какие именно автомобили будут пользоваться спросом спустя несколько лет. Некоторые эксперты утверждают, что американцы просто начнут делать ставки на более дешевые автомобили, потребляющие небольшие объемы топлива. Другие считают, что вскоре американский автопром будет почти полностью вытеснен китайскими и японскими автопроизводителями. "Как бы то ни было, одно ясно уже сейчас: возвращения прежней "детройтской тройки" можно не ждать, постепенно на рынке будут появляться новые крупные игроки", - говорит профессор экономики Мэрилендского университета Питер Мориси.

Под вопросом остается и будущий размер американского авторынка. Так, в 2005 году было продано рекордное количество машин - порядка 17 млн шт. Однако затем этот рынок начал сокращаться рекордно быстрыми темпами, и по итогам 2009 года объем проданных легковых автомобилей должен составить лишь 10 млн единиц. Утешает лишь тот факт, что в мае объем продаж автомобилей начал постепенно расти, что дает надежду на постепенную стабилизацию рынка.

"Кредитный кризис сильно отразился на авторынке США. Объем проданных машин просто не мог оставаться на столь высоком уровне на протяжении долгого времени", - полагает независимый аналитик Эрик Меркл. По оценкам эксперта, после восстановления объем американского авторынка будет составлять порядка 15 млн авто ежегодно. "Думаю, рано или поздно американский авторынок стабилизируется", - утверждает эксперт.

Правда, столь оптимистичной точки зрения придерживаются далеко не все участники рынка. Например, П. Мориси уверяет, что даже после восстановления американского авторынка объем продаж будет не более 12-13 млн ежегодно. "Сейчас на дорогах США огромное количество машин. Маловероятно, что когда-нибудь спрос будет столь высоким, как несколько лет назад", - добавляет Питер Мориси. Вторит ему и аналитик Fifth Third Bank Мирко Микелич: "Раньше автомобильная отрасль существовала во многом благодаря дешевым кредитам. Однако теперь должен пройти не один год, чтобы она стабилизировалась". По его оценкам, после восстановления объем автомобильного рынка США составит порядка 13-14 млн авто.

Напомним, что 1 июня крупнейший в США автопроизводитель - General Motors - подал заявление о защите от кредиторов, прибегнув к ст. 11 закона о банкротствах. Соответствующий документ был направлен в окружной суд Нью-Йорка. Ожидается, что процесс реструктуризации GM продлится от 60 до 90 дней, при этом правительство США вложит в компанию дополнительно 30 млрд долл.

Chrysler подал заявление в суд о признании компании банкротом 30 апреля с.г. также в соответствии со ст. 11 закона о банкротстве США. Эта статья позволяет компаниям проходить процедуру реорганизации, "оставаясь" в бизнесе.