148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  2. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  3. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  4. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  5. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  6. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  7. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  8. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  9. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  10. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  11. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  12. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  13. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  14. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  15. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  16. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  17. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  18. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  19. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  20. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  21. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  22. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  23. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  24. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  25. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  26. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  27. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  28. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  29. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  30. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»


Кирилл Орлов,

Далеко не все автомобильные компании стонут под натиском могучего кризиса. И если одни компании выйдут из него обескровленными, то другие воспользовавшись ситуацией займут более приоритетные позиции.

Самой крупной компанией по окончанию кризиса может стать Porsche - когда-то мелкий производитель элитных спорткаров. Porsche не начнет выпускать массовых моделей, они просто скупят контрольный пакет акции суперуспешного в последние годы концерна Volkswagen.

VW не испытывает в кризис особых проблем - спад производства не велик. В Европе марки концерна уже давно играют лидирующие роли. Кроме того у VW вполне успешно идут дела в странах развивающегося мира, особенно в Южной Америке. В первом квартале 2009 года VW по объему производства уже спорит с Toyota, и если все пойдет дальше столь же успешно, немецкий концерн станет самым крупным автопроизводителем мира с долей рынка 11%. На конец 2008 года Porsche уже имело собственную долю в Volkswagen в размере 42,6%. И хоть сейчас глава Porsche Венделин Видекинг заявляет, что не намерен пока приобретать акции VW, но глупо не воспользоваться ситуацией и не прибрать к рукам лидера мировой автоиндустрии. А силы и умения финансистам Porsche не занимать, если они захотят - они купят VW полностью.

Toyota твердо стоит на ногах и свою долю мирового рынка в 10% не отдаст никому. К тому же, многие компании хотели бы иметь за спиной такого мощного патрона как Toyota. Сотрудники Subaru в приватных беседах говорят, что хотели бы стать партнерами самой большой японской автомобильной компании. Еще недавно Subaru плотно сотрудничала с GM, выпуская некоторые модели концерна под собственным именем. На данном этапе уже с Toyota ведутся совместные разработки спортивного автомобиля, и не исключено, что все закончится тем, что Subaru станет спортивным подразделением Toyota.

На фоне всех передряг, творящихся на американском рынке - Ford может стать лидером этого рынка, а еще неплохо чувствовать себя на других континентах, и оставить за собой третье место в мировой иерархии автоконцернов.

Если в начале кризиса основные новости приходили из США, где красной линией проходила тема, что все в американской автомобильной промышленности крайне запущено, то сегодня основные новости генерирует итальянский Fiat. И, похоже, дела у него идут превосходно, так как Fiat всеми правдами и неправдами скупает все, что только можно.

Генеральный директор Fiat Серджио Маркионне всерьез вознамерился осуществить передел автомобильного мира в свою пользу. Сначала итальянцы бросили спасательный круг утопающему Chrysler и в обмен на свои технологии и обещания сделать американцам хорошо, получили сразу 20% акций спасаемой компании. При этом отдельно оговаривается, что доля Fiat в будущем может вырасти до 35%, а затем и до 51%, то есть полного контроля над американской компанией. Fiat много лет планировал свое возвращение в США, хотя бы с моделями Alfa Romeo, и вот американский рынок, по сути сам отдался в руки итальянцев. Но Серджио Маркионне этого мало. Пользуясь случаем FIAT намерен укрепить свои позиции и в Европе. Есть возможность, и похоже Fiat ее не упустит, заграбастать в собственность немецкий Opel, английский Vouxhall и шведский Saab.

Если все пройдет как задумано, то автомобильный итальянский Fiat превратится в транснациональную корпорацию со сложной системой управления и взаимоотношений внутри компании. Но мы знаем, как шатки бывают подобные экономические и политические колоссы. Однако у Fiat есть опыт по управлению большой и разнородной компанией, ведь Fiat сегодня это не только 5 марок легковых автомобилей, но еще и грузовики, сельхозтехника, машиностроение и прочее. Серджио Маркионне планирует сделать из автомобильного подразделения отдельную компанию Fiat Auto, которой будет легче управлять и которая будет иметь огромный потенциал в борьбе с конкурентами. По оптимистичным прогнозам самих итальянцев новая компания будет продавать автомобили 11 разных марок в количестве около 6 млн. в год на сумму в $100 млрд. Но все компании вошедшие в Fiat Auto будут сильно ослаблены кризисом, сократят производство и им будет тяжело обновлять модельный ряд. Поэтому скорее всего новый итало-американо-немецкий концерн и General Motors будут бороться каждый за свои 7-8% мирового рынка.

Если АвтоВаз не утопит альянс Renault-Nissan, и вложенные в Россию средства начнут давать Renault реальные доходы, то альянс Renault-Nissan да еще 700 000 "жигулей" станут на мировом рынке заметной силой и будут иметь 7% мирового рынка. Правда еще реален и другой вариант: когда намучившись с неэффективным тольяттинским производством Renault продаст его за 1 рубль первому встречному. Так уже было, когда намучившись с купленной за дорого английской группой Rover, немцы из BMW, в итоге, продали несчастную компанию за 1 фунт.

Также возможно, что партнерство французского концерна PSA (Peugeot-Citroen) и японской компании Mitsubishi закончится чем-то вроде взаимовыгодного альянса. Сегодня компании отлично дополняют друг-друга и обмениваются технологиями. Японцам не хватает хороших дизелей и известности на европейском рынке, а французам полного привода и опыта разработок перспективных электромобилей. В дальнейшем компании могут таким же образом взаимодействовать не только в Европе, но и на рынках США и Азии.

Последние годы канадский производитель автокомплектующих Magna упорно пытается создать собственное сборочное производство и стать крупным автопроизводителем. Ранее Magna вела переговоры и проекты с ГАЗом ВАЗом, Mercedes-Benz и прочими производителями. В эпоху кризиса у Magna International Inc. появились новые возможности. Компания просто мечтает купить целиком какого-нибудь именитого автопроизводителя с историей. По последним данным именно Magna ведет упорную борьбу с Fiat за приобретение немецкого Opel. Также Magna считается одним из главных претендентов на марку Volvo, от которой спешит избавиться Ford.

Но есть и другая сила, способная скупить все, что продается, особенно когда дело касается именитых автомобильных брендов. Многочисленные китайские компании упорно ищут выход на мировые рынки. Сейчас их слишком много и они слишком малы и неопытны, чтобы оказывать заметную конкуренцию мировым грандам. Но уже сейчас все вместе они способны занять 10% мирового автомобильного рынка (по сути весь Китай). Постепенно из сотен китайских компаний выделятся единицы самых сильных и серьезных игроков - которые в конце-концов превратятся в мировых автомобильных лидеров.

-50%
-20%
-50%
-30%
-25%
-50%
-8%
-10%
-50%
-30%