Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


Председатель научно-технического кооператива "Автотранспорт" Анатолий Хлебников в прямом эфире Радио TUT.BY рассказал о том, как на НТК "Автотранспорт" проходит подготовка будущих водителей.

Полный вариант беседы слушайте тут


Как у вас проходит подготовка будущих водителей?

При подготовке водителей мы строго придерживаемся утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций программе. В соответствии с этой программой, мы проводим 180 часов теоретического курса и 40 часов вождения. Я считаю, что этого достаточно для того, чтобы получить первоначальные навыки и начальное водительское образование.

Невольно возникает вопрос: что важнее - теория или практика?

Эти две формы обучения неразделимы. Без теоретических знаний ПДД и других основ безопасности движения невозможно управлять автомобилем и быть равноправным участником дорожного движения. Так что и теория, и практика в равной степени важны. Нам, к сожалению, приходится наблюдать ситуацию, когда, изучая теоретическую часть, курсанты зачастую упускают практическое вождение, им трудно дается совместить теоретические знания с практикой. Но со временем это проходит. В любом случае, за такой короткий срок - 3 месяца - адаптации к нормальному вождению автомобилем не происходит. Так что я еще раз подчеркну, что мы даем начальное обучение водительскому мастерству. Вы не научитесь правильно ориентироваться в дорожной обстановке, не появится уверенность на дороге, поэтому мы всегда рекомендуем несколько первых месяцев после получения прав на вождение поездить с опытными водителями, которые что-то подскажут, укажут на какие-то ошибки, сделают замечания. Я сам своих дочерей так же обучал: не менее 160 часов вождения в моем присутствии, и только после этого, когда у них появится уверенность в безопасности вождения, я им доверял самостоятельно водить машину.

Сравнительно недавно минимальные сроки обучения вождению в автошколах увеличились. Насколько это оправдано?

Лет 10 назад у нас был опыт экстерната, когда учащиеся сами готовили теоретический курс и сдавали экзамен в ГАИ. И это, в общем-то, проходило более-менее нормально. Но потом практика показала, что лучше усреднить этот процесс тремя месяцами обучения в автошколах. Но, по большому счету, то, что было 10-20 лет назад мало чем отличается от того, что мы имеем сегодня. Я имею в виду количество вопросов в программе, темы, которые изучают учащиеся, - все это не меняется. И этот консерватизм подтверждает тот факт, что выбрана оптимальная форма обучения. Сейчас увеличивать или уменьшать срок обучения не стоит.

Не у всех есть среди знакомых опытный водитель, который будет дополнительно обучать вождению после получения прав, как вы - своих дочерей. Может быть, для них стоит увеличить срок практического обучения в автошколах?

Мы обсуждали эту проблему на кафедре организации автомобильных перевозок и безопасности дорожного движения БНТУ (я там тоже работаю) и пришли к такому мнению, что целесообразно было бы организовать, вслед за начальным, и среднее образование для водителей. Но только по желанию, не принудительно. Автошколы, со своей стороны, тоже готовы разработать программу и предложить такие услуги.

Достаточно ли, по-вашему, для того, чтобы начать обучение в автошколе, только стандартного медицинского освидетельствования и собственно желания управлять машиной?

Мы наблюдаем за нашими учащимися. Внешне все - нормальные люди. Хорошо выглядят, образованны (мы, в основном работаем со студентами и выпускниками технических вузов нашего района). Но в ряде случаев наблюдаем неадекватное поведение за рулем, когда поступки и действия явно свидетельствуют о том, что у человека что-то не в порядке с психикой, с нервной системой. Медицинское заключение, к сожалению, проводит только общее обследование. Иногда мы недоумеваем: кто этим людям дал эту медицинскую справку?! Но раз выдали, мы не подвергаем сомнению. Но сомнения зачастую возникают.

Имеет ли право автошкола направить человека на повторное обследование у психолога?

К сожалению, нет.