Майор милиции, старший инспектор по особым поручениям Республиканской Госавтоинспекции Александр Занимон в прямом эфире Радио TUT.BY поведал слушателям, какие мероприятия проводит и планирует ГАИ для снижения аварийности на дорогах страны, как выявляются нарушители на дорогах и всех ли удается привлечь к ответственности.

Полный вариант беседы слушайте тут


Безопасны ли наши дороги, с точки зрения ГАИ?


Все относительно. Скажу так: доля риска погибнуть в ДТП у нас составляет 1 к 5 700 человек. Например, в Швеции этот коэффициент составляет 1 к 15 000, а в России - 1 к 2 000. Так что да, мы относительно безопасны по отношению к России, но далеко не безопасны по отношению к той же Швеции. Что касается моего мнения, на сегодняшний день, в принципе, уровень сознательности наших водителей позволяет говорить о том, что на дороге у нас, в большинстве случаев, соблюдаются определенные требования дорожного движения. Нельзя сказать, что у нас на дорогах все уж совсем плохо.

За счет чего достигается эта безопасность? Сознательность водителей - это хорошо, но что для этого делает ГАИ?

Главенствующим я бы все равно назвал человеческий фактор. А мероприятия, которые сегодня проводит Госавтоинспекция, направлены, с одной стороны, на создание позитивного поведения среди водителей, а с другой стороны - на воздействие на тех нерадивых водителей, которые все-таки нарушают правила дорожного движения. Мы проводим акции с участием детей - они направлены на популяризацию знаний ПДД, их соблюдение. Ведем пропагандистскую работу с более старшими участниками дорожного движения, освещаем основные проблемы, с которыми сталкиваются на дорогах ГАИ и сами участники дорожного движения. Часть акций направлена на выявление наиболее грубых нарушений, таких как превышение скоростных режимов. На сегодняшний день это одна из самых распространенных причин совершения ДТП - не только в Беларуси, но и во всем мире.
А сейчас мы проводим, в основном, региональные акции и мероприятия - на уровне областей. И проводится одна общереспубликанская акция, направленная на соблюдение правил дорожного движения водителями мототранспорта. С открытием сезона как раз активизировались двухколесные участники дорожного движения, которые за зиму соскучились по скорости и не всегда соблюдают требования ПДД.

Какие нарушения ПДД у нас наиболее типичны? Кто их чаще всего допускает?

Госавтоинспекция, к сожалению, не может выделить какую-то определенную категорию участников дорожного движения и нарисовать портрет типичного нарушителя. Единственное, что можно сказать с уверенностью - в ДТП чаще других попадают водители, имеющие небольшой стаж управления транспортным средством - до 2 лет. Связано это с рядом причин: кто-то неуверенно себя чувствует на дороге, а кто-то, наоборот, год поездив, считает себя большим асом в управлении транспортным средством, способным прогнозировать любую дорожную ситуацию, а на самом деле это, конечно, не так. Таким образом, даже не совершая нарушения ПДД, они могут проявить невнимательность и допустить какую-то оплошность в управлении.

Главная причина подавляющего большинства ДТП - это человеческий фактор. 80-85 процентов всех ДТП происходят именно по вине водителей: из-за невнимательности, агрессии, нарушений требований правил дорожного движения, неправильном расчете своих возможностей и возможностей своего транспортного средства, - все это, к сожалению, приводит к гибели и травмам на дорогах.

Говорят, что женщина за рулем - это как обезьяна с гранатой. А часто ли женщины попадают в ДТП?

Наоборот, женщины внимательнее и ведут себя на дороге безопаснее, спокойнее, не так агрессивно, как мужчины. Но сейчас на дорогах становится все больше водителей-женщин, и на это тоже нужно обращать внимание. И среди них все чаще попадаются нарушители, вплоть до вождения в состоянии алкогольного опьянения.

А вообще, вождение в состоянии алкогольного опьянения - распространенное нарушение среди белорусских водителей?

Только за прошлые пятницу, субботу и воскресенье в Беларуси задержаны в состоянии алкогольного опьянения более 500 водителей. В среднем на выходных выходит по 250-300 пьяных водителей в день.

Какое время года самое аварийно-опасное?

Самый большой всплеск ДТП у нас приходится обычно на август и осень, когда раньше начинает темнеть, и жертвами становятся пешеходы, движущиеся по обочине или по краю проезжей части. Весной, по сравнению с остальным годом - относительное затишье. То, что весной появляются так называемые "подснежники", которые не садятся за руль зимой, приводит к определенному затруднению движения, а значит, к снижению скорости движения. А там, где снижается скорость, соответственно, уменьшается вероятность совершения ДТП. Во всяком случае последствия таких ДТП будут не такими значительными: бампер помять друг другу могут, но никто не получит телесных повреждений.

Фликеры - неужели они, действительно, спасают пешеходов в темное время суток?

В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, снижение числа погибших в ДТП составило более 200 человек, в том числе 150 пешеходов. В 2008 году количество наездов на пешеходов сократилось еще на 8 процентов. В свое время нас очень ругали, когда были введены требования к пешеходам по обозначению себя световозвращающими элементами в темное время суток, но практика показала, что мы оказались правы. Непопулярные меры, на которые пришлось пойти руководству МВД и Госавтоинспекции, сыграли свою роль и дали положительный результат.

Как вы оцениваете уровень подготовки белорусских участников дорожного движения?

Из тех, кто сегодня оканчивает учебные заведения, связанные с подготовкой к получению права управления механическим транспортным средством, и приходит в Госавтоинспекцию сдавать экзамен, только 40 процентов сдают его с первого раза. Думаю, по этим цифрам можно судить об уровне их подготовки. Все это, конечно, зависит от школы, от материальной базы, которой она располагает, от преподавателей, которые обучают курсантов управлению транспортным средством и основам, на которых это управление строится, то есть познанию ПДД. Эффект будет только в том случае, если обучение не будет заключаться в натаскивании на решение задач в билетах, по которым придется сдавать экзамен в ГАИ, а если при обучении будут разъясняться положения правил дорожного движения и возможные последствия их невыполнения.

При этом, на сколько прирастает количество автомобилей на белорусских дорогах? Изменится ли ситуация в этом году?

Сложно что-то говорить о том, что будет в этом году, учитывая условия кризиса. Но прирост транспорта идет очень значительными темпами. По итогам прошлого года - свыше 3 миллионов 200 тысяч транспортных средств. Выходит, на 4 жителей страны - 1 транспортное средство. В Минске это 1 автомобиль на 3 жителей. За последние 10 лет автопарк страны вырос на 33 процента и прирастает ежегодно на 3-4 процента. До прошлого года ежедневно регистрировалось порядка 300 автомобилей, которые впервые ввозились на территорию страны.
-30%
-30%
-20%
-50%
-50%
-50%
-80%
-10%
-20%