Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Авто


"Ожидается, что к концу года возможен прогресс в привлечении инвестиций для создания производства легковых автомобилей в Беларуси", — заявил на брифинге 6 апреля заместитель начальника главного управления промышленности, транспорта и связи Министерства экономики Игорь Рогозин.

"Пока вопрос не проработан, открывать коммерческую тайну об инвесторе преждевременно", — отметил он.

Представитель Минэкономики сообщил, что согласно указу президента № 175 от 4 апреля 2009 года юридические лица, заключившие с Министерством промышленности соглашения об условиях производства легковых автомобилей, будут в течение трех лет освобождены от уплаты налога на прибыль, акцизов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции в части объемов произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства и их реализации.

По словам И.Рогозина, указ готовился более двух лет. Было несколько вариантов, предусматривающих льготные условия деятельности по одному из нескольких направлений: только производство, производство и реализация автомобилей, производство автомобилей и автокомпонентов. "В результате появился указ, который на данный момент является оптимальным", — считает он.

При этом И.Рогозин отметил, что проект производства автокомпонентов не реализован, поскольку спрос на них был меньше предложения.

По словам И.Рогозина, принятый указ позволит создавать производства не только в СЭЗ, но и в любом регионе страны. Сейчас готовится постановление Совмина, согласно которому объем производства легковых автомобилей должен составлять не менее 10 тыс. в год.

В 2008 году в Беларусь ввезено 200 тыс. автомобилей на сумму около 1,5 млрд. долларов.

И.Рогозин напомнил, что с августа 2006 года в Беларуси собираются иранские автомобили "Саманд". На сегодня это единственное сборочное производство легковых автомобилей в стране. В 2008 году собрано 300 таких автомобилей.

Для Беларуси более логичной выглядит идея организации производства автокомплектующих, а не легковых автомобилей. Такое мнение БелаПАН высказал помощник генерального директора международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров.

Как отметил помощник гендиректора МАХ "Атлант-М", "с точки зрения создания привлекательных условий для потенциальных инвесторов указ очень позитивный и теоретически позволяет привлечь в страну автомобильный завод, — а возможно и не один, — для организации сборки". Однако сейчас подавляющее большинство автопроизводителей озабочены другим: сохранением мощностей, рабочих мест и хотя бы какой-то минимальной рентабельностью. Поэтому, продолжил эксперт, с учетом нынешней общемировой финансово-экономической ситуации появление этого указа "вызывает недоумение". "Тем более что Беларусь для автоконцернов остается своего рода темным рынком в том смысле, что здесь ни у кого толкового сборочного предприятия пока не было", — отметил И.Прохоров.

Совсем иное дело, продолжил он, если бы данный указ стимулировал организацию в Беларуси производство автокомплектующих. "Такой документ как раз пришелся бы ко времени. В России действует целый ряд автомобильных сборочных производств, и они нуждаются в автокомпонентах, — пояснил И.Прохоров. — Теоретически их можно было бы делать в Беларуси, однако указ № 175 стимулирует исключительно предприятия по сборке легковых автомобилей".

Схожую точку зрения высказывал в феврале нынешнего года журналистам и Сергей Михневич — председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), которая объединяет автомобильных дилеров и импортеров. По его мнению, в Беларуси сперва необходимо думать об организации производства запчастей для автомобилей и лишь затем о сборочном производстве. Более того, подчеркнул С.Михневич, многое зависит от того, какой автомобильный бренд будет выбран. "Если будут бренды, которые являются лузерами на соседних рынках, то это не совсем правильное решение. Куда же мы будем эти машины продавать? А производство, рассчитанное на несколько сотен штук для Беларуси, станет убыточным. Нужно ориентироваться на экспорт и поэтому надо вести переговоры с ведущими мировыми автопроизводителями. Тогда можно рассчитывать на какие-то серьезные экспортные объемы", — пояснил руководитель БАА.