154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Кому, зачем и сколько? Суд по делу Виктора Бабарико: что говорит «взяткодатель»
  2. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  3. В этом сезоне еще можно успеть посадить саженцы. Эксперт рассказал, как их правильно выбрать
  4. Ну, как съездил? Что смотреть в Старых Дорогах, а что не стоит
  5. «Отражает лишь степень встроенности Лукашенко во внешнюю политику Кремля». Эксперты — о встрече в Москве
  6. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  7. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  8. Родстер за 55 тысяч долларов и броневик — за 5. Посмотрели, какие эксклюзивные авто можно купить прямо сейчас
  9. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  10. Внучка выложила фото дедушки в TikTok и собрала миллион просмотров. Смотрите, как круто он выглядит
  11. Кто знал правду о чернобыльской катастрофе в 1986 году и как боролись с тем, чтобы «не было паники»
  12. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  13. Показывают бицепс, «залипательно» прыгают. Кто те белорусы, которые ведут аккаунты о теле в TikTok
  14. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  15. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  16. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  17. Правительство может отменить «заморозку» цен на социально значимые товары — и вот почему
  18. Доллар и евро на торгах заметно подешевели. Какие курсы валют установили обменники 23 апреля
  19. Приговор журналисткам «Белсата» за стрим с «Площади перемен» не изменили. Они проведут в колонии два года
  20. В России с 1 по 10 мая будут выходные (и это из-за коронавируса)
  21. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  22. Песков рассказал о встрече Путина и Лукашенко. В Кремле ничего не знают о «принципиальном решении»
  23. «Врачи не верили, что я вытяну». История Стаса, который попал под поезд и выжил
  24. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  25. Тепла хочется? В апреле не дождетесь: печальный прогноз погоды
  26. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  27. Крах «Домашних»: задержаны жена и сын основателя сети
  28. В Беларуси задержали банковских мошенников, звонивших жертвам по Viber. Ущерб — более миллиона
  29. Telegram-канал BYPOL тоже признали экстремистским. Напоминаем, что делать подписчикам
  30. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца


Александр Малышев,

Падение объемов продаж на автомобильном рынке стало притчей во языцех. Спад достиг рекордных показателей. При этом эксперты прогнозируют, что улучшение дел в ближайшее время ожидать не следуют.
 
На минувшей неделе Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) обнародовала данные за 2008 год и поделилась своими планами на год текущий. По оценкам БАА, емкость рынка новых импортных автомобилей в Беларуси составила 25 296 автомобилей (легковых автомобилей - 22 018). В процентном выражении совокупный рынок легковых и коммерческих автомобилей вырос на 43,3%. Тем не менее 2008 год продемонстрировал замедление темпов роста рынка в сравнении с 2007, когда продажи новых иномарок увеличились на 76,5%.
 
Одним из основных факторов, оказавших наибольшее влияние на развитие рынка, являлось упрощение кредитных схем и выгодные процентные ставки по кредитам - в пределах 10-12%. Размеры процентной ставки стали возможны вследствие стабильности экономики и курсов доллара и евро к белорусскому рублю. К факторам, способствующим росту авторынка эксперты БАА относят рост благосостояние населения и удорожание автомобилей на вторичном рынке, которое произошло в середине 2008 года.
 
Если рассматривать общий рынок иностранных автомобилей, то наиболее преуспел на рынке Volkswagen, который увеличил свою долю до 25%.
 фото
Европа и США
 
Впрочем, белорусский автомобильный рынок никогда не значился в числе передовых на континенте. В этой связи любопытно взглянуть на ситуацию не локально, а глобально. Это поможет оценить на каком свете находится Беларусь и чего ожидать от мирового автомпрома в будущем.
 
А новости, надо признаться, приходят неутешительные. По итогам 2008 года на самом крупном мировом рынке — в США реализация легковых автомобилей упала на 18% (с 16 до 13,2 млн единиц). При этом ниже рынка оказались продажи крупнейших американских автопроизводителей: General Motors закончила год со снижением в 22%, продажи Ford и Chrysler упали соответственно на 20 и 30%.
 
В Западной Европе спад продаж в целом был менее драматичным, однако все равно ощутимым: суммарный объем реализации новых автомобилей в 17 странах Евросоюза сократился на 8,4% (до 13,56 млн штук). При этом в отдельных государствах снижение продаж было очень резким: так, в Исландии рынок упал чуть не наполовину (на 43%), а в Испании — почти на треть (на 28,1%). Другие особенно сильно пострадавшие европейские страны — Ирландия (-18,6%), Швеция (-17,3%), Норвегия (-14,4%) и Италия (-13,5%). Вместе с тем в пяти государствах ЕС был отмечен незначительный, но все же рост: в Финляндии (+11%), Чехии (+8,4%), Португалии (+5,7%), Бельгии (+2,1%) и Швейцарии (+1%). Ну а лидером по объемам продаж на европейском континенте остается авторынок Германии, который по итогам года упал всего на 1,8% (до 3,09 млн новых легковых автомобилей).
 
Что касается крупнейших европейских производителей, то их продажи в Старом Свете также снизились. Продажи Volkswagen Group в Европе упали на 4,2%, Renault — на 5,9%, Fiat — на 6,2%, BMW — на 3,7%, Daimler — на 6,2%, а самое большое снижение — на 9,1% — испытала группа PSA (Peugeot, Citroen).
 
Компания
Объем продаж в январе 2009 года (тыс. автомобилей)
Падение объема продаж относительно января 2008 года (%)
Volkswagen (Audi, Volkswagen, Seat, Skoda)
199,279
-20,1%
PSA (Peugeot Citroen)
128,272
-24,8%
Ford (Ford, Volvo, Land Rover, Jaguar)
102,925
-21,8%
GM (Opel, Chevrolet, Vauxhall, Saab, Cadillac)
80,445
-35,4%
Renault (Renault, Dacia)
72,38
-33,9%
Fiat (Fiat, Alfa-Romeo, Lancia)
83,245
-26%
BMW (BMW, Mini)
44,65
-32,4%
Daimler (Mercedes-Benz, Smart)
48,218
-30,5%
Toyota Group (Toyota, Lexus)
51,193
-31,5%
Nissan
25,359
-25,5%
Hyundai
19,9
-16,3%
Suzuki
16,765
-28,5%
Mazda
18,188
-16,7%
Honda
18,836
-27%
KIA
15,808
-35,8%
Mitsubishi
6,776
-41,8%
Chrysler
4,161
-53,2%
Jaguar
1,988
+19,4%
Land Rover
3,321
-62,2%

Но то ли еще будет. Продажи новых автомобилей в Европе за январь-2009 упали на 27% до самого низкого уровня за последние 20 лет (около 1 млн машин). По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ЕАА), сильнее всего кризис сказался на рынке Восточной Европы. Продажи в них снизились в январе на 34%. Лидером же по падению автопродаж в Европе стала Латвия. По итогам января рынок этой страны сократился более чем в четыре раза. Всего за первый месяц года латвийским автотрейдерам удалось продать 494 автомобиля, в то время как прошлогодний январский показатель был на уровне 2,2 тысячи авто. Украина в январе потеряла почти 60%.

Авторынок Западной Европы упал менее значительно (на 26,5%), однако, как отметили в ЕАА, все ключевые западноевропейские рынки показали двузначное падение. В Германии в январе продажи новых автомобилей сократились на 14%, в Великобритании - на 31%, в Италии - на 32%, в Испании - на 41%. Исключение составила лишь Франция (7,9%).
 
Несмотря на быстрые темпы падения, европейский авторынок не самый проблемный в мире. В США продажи автомобилей в январе упали на 40% — до 9,57 млн машин. Это минимальный уровень за последние 27 лет. GM объявила о падении продаж на 49% (худшие январские показатели с 1963 года), Chrysler — на 55%, Ford — на 40%. По результатам за месяц США впервые уступили Китаю первое место по продажам автомобилей в мире.
 
Россия

На соседнем и важном для Беларуси российском рынке в январе продажи снизились на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако, согласно данным агентства "Автостат", объем рынка новых автомобилей в России по итогам 2008 года вырос на 17% и досфототиг отметки в 2,8 млн единиц. Подавляющее большинство реализованных автомобилей пришлось на продукцию иностранных брендов: ее доля рынка в прошлом году увеличилась до 74,8%, а продажи превысили отметку в 2 млн. 114 тысяч штук. Результат российских брендов значительно скромнее: суммарно было продано немногим более 692 тысяч автомобилей, подавляющее большинство из которых пришлось на марку Lada (640 тыс. штук).
 
Лидером по числу проданных в прошлом году автомобилей среди иномарок стал Chevrolet - популярные и относительно доступные модели, производство которых организовано в том числе и на территории РФ, позволили дилерам реализовать свыше 235 тысяч автомобилей. Значительно скромнее результат Hyundai и Toyota: 192,7 и 190 тысяч машин соответственно. Среди наиболее динамично росших в течение года марок стоит отметить Honda - прошлый год она закончила на 10 месте, увеличив объем продаж относительно предыдущего года почти в 2,5 раза (до 89152 единиц).
 
Активный рост российского автомобильного рынка в течение первых нескольких месяцев прошлого года принес зарубежным компаниям беспрецедентные ранее для данного сектора прибыли. Так, только выручка наиболее успешной в этом плане Toyota, реализовавшей через сеть официальных дилеров в России за 12 месяцев порядка 190 тысяч новых автомобилей, оценивается специалистами аналитического агентства "Автостат" в 6,8 миллиардов долларов. Такой показатель позволил японской марке, несмотря на сложный последний квартал, опередить давнего лидера российского рынка - марку Lada. Тольяттинский бренд закончил прошлый год со значительно более высоким результатом в количественном выражении (640 тысяч авто) и с относительно скромным - в денежном (6,2 миллиарда долларов). Замыкает тройку лидеров Nissan - с результатом в 4,044 млрд. долларов японской марке удалось опередить и более популярные Hyundai (3781 млн. USD), Ford (3779 млн. USD), и лидера рынка иномарок - Chevrolet (3860 млн. USD). фото
 
Cуммарная выручка от продажи новых легковых автомобилей на российском рынке по итогам 2008 года составила $62 87 млрд, что на 33% больше, чем в 2007 году ($47 34 млрд). При этом средняя стоимость одного автомобиля увеличилась с $19 497 до $22 791. На текущий год прогнозируестся как снижение средней цены, так и выручки (выраженной в валюте) от продажи автомобилей практически по всем брендам.
 
Согласно прогнозу агентства "Автостат", при оптимистичном варианте развития событий количество реализуемых в год новых автомобилей может сократиться до 2,1 млн. единиц, при пессимистичном - до 1,6 млн. При любом из этих вариантов ожидается довольно значительное снижение средней цены одного автомобиля с параллельным наращиванием доли рынка российскими брендами. Однако уже в среднесрочной перспективе специалисты ожидают изменения ситуации к лучшему - после прохождения так называемого "дна" российский рынок легковых автомобилей возобновит свой рост. При этом, скорее всего, динамика уже не будет столь впечатляющей, как прежде - даже при наиболее благоприятном варианте развития ситуации специалисты компании ожидают выхода темпов реализации на докризисные уровни не раньше 2012 года.
 
Впрочем, пора вернуться к "нашим баранам". По прогнозам экспертов Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), продажа новых автомобилей в Беларуси в 2009 году сократится на 25-30%. В январе текущего года падение спроса на новые автомобили составило 25%. "Вместе с тем мы обеспокоены тем, что отрицательный торговый баланс страны ведет к рискам в области валютного регулирования, - сказал глава БАА Сергей Михневич. - Любые препоны на пути импорта будут приводить к росту цены импортного товара. Поэтому мы опасаемся введения таможенных пошлин, слухи о которых снова появились в информационном пространстве".
-40%
-40%
-10%
-11%
-28%
-10%
-70%
-30%
-40%
-50%