153 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  2. Глава церкви, мать четверых детей, водитель грузовика. Британской королеве Елизавете II — 95 лет
  3. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  4. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  5. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  6. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  7. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  8. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  9. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  10. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  11. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  12. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  13. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  14. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  15. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  16. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  17. Што не так з беларускамоўнымі садкамі і школамі? Абмяркоўваем з бацькамі
  18. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  19. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  20. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  21. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  22. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  23. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  24. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  25. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  26. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе назначенный посол США намерена работать в Беларуси
  27. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  28. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  29. В Минске и окрестностях — много силовиков и колонны техники. В МВД говорят, что «плановые учения»
  30. «Приводит к прерыванию беременности». Гинеколог о том, как заподозрить и лечить эндометрит


Александр БЕНЬКО,

Дилеры рассчитывают на рост продаж по итогам января 2009 года, больше чем на месяц никто прогнозировать не решается.

Високосный 2008 год производители автомобилей будут вспоминать долго. Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись по всем показателям к цифрам 25—30-летней давности. Вместе с тем отечественный сегмент в течение года успел сделать гораздо больше — ощутить эйфорию от взлета продаж по итогам первых 9 месяцев и в последнем квартале впасть в стагнацию. В итоге в новый год дилеры вошли с двойственными чувствами: с одной стороны, они уже успели скорректировать свои планы в расчете на возможный рост продаж, с другой — понимают, что надеяться им особо не на что.

Ситуация вышла из-под контроля еще в октябре прошлого года, когда банки стали массово отказывать клиентам в получении кредитов на покупку автомобилей. Месяцем ранее, когда дилеры еще не думали о каких-то серьезных кризисных проявлениях, в заявках на 2009 год, которые отсылались заводам-производителям, ими вносились показатели в расчете на двукратный рост рынка. Европейские и японские компании, которые столкнулись с резким падением спроса на продукцию автопрома в большинстве основных стран-потребителей, стали относиться к Беларуси несколько иначе. Отдельные автопроизводители даже предпочли выделить ее в отдельный розничный регион в расчете на то, что при общем спаде продаж наша республика может стать отличной антикризисной гаванью.

"В 2009 году мы рассчитывали на стопроцентный рост рынка, как и в прежние годы, поэтому головному заводу в Германии была отправлена заявка на 12 тысяч автомобилей, — рассказывает директор предприятия "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич. - Но после того как мы столкнулись с проблемами автокредитования, а также с ограничениями при закупке валюты, планы пришлось корректировать в разы".

Дилеры не скрывают, что 2008 год они закончили с не распроданными до конца складскими запасами, и еще в течение I квартала нового года потребителям будут продаваться старые машины, но уже по новым ценам. "Январский всплеск потребительского спроса, связанный со снижением курса белорусского рубля по отношению к мировым валютам, дал знать о себе шквалом звонков. Просьба была одна: продайте машины из расчета по старому курсу, но, к сожалению, это уже невозможно — таких низких цен на автомобили, как в конце 2008 года, уже не будет, — объясняет руководитель группы компаний "Интеллект" Сергей Варивода. Девальвация белорусского рубля оказалось нелегким временем для продавцов автомобилей. Фактически сегодня они находятся на распутье, не зная, как им поступить — индексировать цены на машины соразмерно подорожанию той валюты, к которой был привязан их ценник, либо же повышать стоимость на 20% плавно и не торопясь. В любом случае их ожидания вряд ли можно назвать оптимистичными: уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка. Падение продаж на 15—20% при самых оптимистичных прогнозах в 2009 году вместо стабильного роста — такие цифры называют большинство экспертов и операторов.

Впрочем, в I квартале 2009-го рынок, по всей вероятности, наоборот покажет 10—15%-ый рост. Продавцы рассчитывают, что нестабильная ситуация на валютном рынке привлечет в салоны потребителей, желающих вложить деньги в покупку автомобиля. Ожидания имеют весьма прагматичную основу - автодилеры впервые начали позиционировать машины как способ вложения денег. Если еще несколько месяцев назад такие активы ликвидными не считались, то в нынешней ситуации всякий способ хорош. "В январе мы рассчитываем на рост продаж. Автомобиль - далеко не худшее средство вложения денег. Ведь если граждане не верят в иные перспективы сохранения средств, они приобретают товары. На жилье в данном случае рассчитывать не приходится, цены там не снижаются, а вот следующим по интересу покупательной способности стоят как раз автомобили", — поясняет Сергей Михневич.

Конечно, все сливки в основном достанутся раскрученным брендам. Паника на потребительском рынке уляжется очень быстро. Поэтому белорусский авторынок ждут достаточно низкий уровень объемов продаж, высокая конкуренция и банкротство отдельных автодилеров.

Задняя передача

На мировом авторынке началось сильное снижение продаж. В некоторых странах оно составляет более 90%. Мировым лидером по темпам падения стала Исландия. В декабре там было продано всего 74 авто.

Неустойчивость перед финансовыми проблемами продемонстрировали и автотрейдеры стран Балтии. Из балтийской троицы больше всех потеряла в ноябре Латвия — 61,5%. Однако нельзя сказать, что Эстония и Литва были намного удачливее. Их рынки потеряли за месяц 52,6% и 52,2% соответственно. Еще одной страной, в которой автопродажи к концу года сократились более чем в два раза, стала Ирландия. Потеряв 55,9%, она смогла выйти на второе место по темпам падения среди стран ЕС. Немного не дотянула до тех, кому за 50%, Испания. Ее рынок за прошлый месяц сократился на 49,6%. США в прошлом месяце потеряли 37% от общих объемов продаж машин. Незначительно отстает Великобритания. В декабре англичане купили на 36,8% автомобилей меньше, чем за тот же период в прошлом году. Почетное третье место в этой группе заняла Украина с 35%. Рынок Германии сократился на 17%. Объемы продаж в России и Китае снизились только на 15%. Устойчивой оказалась и Франция, потеряв лишь 14%.

Однако на фоне падения мирового автомобильного рынка и сокращения объемов производства абсолютно невероятными кажутся показатели Чехии и Польши. На чешском рынке в прошлом месяце было продано на 2% больше автомобилей, чем в декабре 2007-го. А поляки умудрились в ноябре улучшить свои показатели на 10,7%. Впрочем, эксперты объясняют этот парадокс: уровень автопродаж в этих странах еще в прошлом году был довольно низким. Поэтому даже в условиях финансового кризиса их рынок показывает положительную динамику.
-15%
-15%
-10%
-50%
-10%
-50%
-35%
-50%
-40%
-40%
-10%